Анализ состава, структуры и динамики расходов консолидированного бюджета Гомельской области
Удельный вес защищенных статей расходов и коммунальных услуг в расходах отраслей социальной сферы за последние три года не опускался ниже 80%. К защищенным статья относится заработная плата, питание, медикаменты, трансферты. По сравнению с 2008 годом расходы по защищенным статьям расходов возросли на 4,9 процентных пункта и в 2010 году составили 85,2% или в суммарном выражении рост в 1,3 раза. Самый высокий уровень защищенных статей расходов наблюдался в 2009 г. - 85,9%, самый низкий - в 2008 году - 80,3%.[Приложение Д]
В перспективе основным приоритетом в финансировании бюджетных организаций будет являться планомерное увеличение заработной платы, пособий, стипендий. Другие расходы бюджетных организаций будут существенно ограничены. Запланированные на 2011 год текущие расходы проиндексированы на уровень инфляции, капитальные расходы запланированы со снижением на 40 %. В последующие годы расходы корректируются на уровень изменения цен на услуги, потребляемые бюджетными организациями.
При социальной направленности функционирования системы местных бюджетов, расходы в области агропромышленного комплекса, капитальных вложений, жилищно-коммунального хозяйства приобретают все большую значимость в системе государственных финансов областного уровня.
Расходы бюджета на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (без расходов на капитальные вложения и жилищное строительство) за период 2008-2010 годы возросли в абсолютной сумме с 438,8 до 604,4 млрд. рублей. В структуре расходов бюджета области доля бюджетных вливаний в эту отрасль ежегодно возрастала и в 2010 году достигла 12,3%.
Удельный вес расходов ЖКХ (без капвложений и жилищного строительства) в общих расходах бюджета Гомельской области представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Удельный вес расходов ЖКХ (без капвложений и жилищного строительства) в общих расходах бюджета Гомельской области (%)
Более половины всех расходов бюджета на отрасль приходится на расходы по субсидированию жилищно-коммунальных услуг, включая льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг населению, расходы, не относимые на себестоимость жилищно-коммунальных услуг, услуги общих отделений бань. Их доля составила в 2010 году 52,3%, против 51,6% в 2006 году.
В таблице 5 представлена структура расходов бюджета Гомельской области на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (без капитальных вложений).
Таблица 5 - Структура расходов бюджета Гомельской области на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (без капитальных вложений и жилищного строительства) в %
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Субсидирование услуг жилищно-коммунального хозяйства, включая льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг населению, расходы, не относимые на себестоимость услуг, услуги общих отделений бань. |
49,6 |
50,9 |
52,3 |
Расходы на капитальный и текущий ремонт жилищного фонда, включая лифтовое хозяйство. |
13,8 |
10,9 |
12,9 |
Расходы на благоустройство |
19,8 |
24,0 |
21,1 |
Расходы на энергосберегающие мероприятия (установка приборов группового учета расхода тепловой энергии и воды в жилищном фонде, перевод котельных на МВТ, ремонт тепловых сетей) |
11,2 |
9,1 |
9,6 |
Прочие расходы в области жилищно-коммунального хозяйства |
5,6 |
5,1 |
4,1 |
ВСЕГО расходы бюджета на ЖКХ |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Доля расходов на энергосберегающие мероприятия в отрасли в 2010 году составила 9,6 %.
В ближайшей перспективе механизм субсидирования, при котором субсидии не зависят от уровня доходов получателя будет меняться. В целях снижения уровня поддержки базовых услуг для населения и повышения их адресности предлагается ликвидация неадресного субсидирования услуг ЖКХ и транспорта уже в 2013 году. При этом для социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения планируется расширить охват и объемы адресной социальной поддержки.