Анализ состава, структуры и динамики расходов консолидированного бюджета Гомельской области
Субъектам, единожды воспользовавшимся господдержкой, возвратить ресурсы крайне сложно. Получив дешевые оборотные средства, никто не желает от них отказываться. Подпитываемые льготными кредитами, предприятия не стремятся сокращать свои издержки, повышать рентабельность продаж, что в целом сказывается на эффективности всей экономики.
Задолженность юридических лиц агропромышленного комплекса по бюджетным ссудам, займам в бюджет области на 1 января 2011 года составила 242,2 млрд. рублей, снизилась по сравнению с аналогичным показателем за 2010 год (258,1 млрд. рублей) на 6,2 процентных пункта, при этом просроченная задолженность сократилась со 108,7 млрд. рублей до 101,5 млрд. рублей, или на 6,6 процентных пунктов.
Этому способствовала напряженная работа, проводимая областью по взысканию задолженности с применением всего комплекса мер, предусмотренных законодательством: проведения взаимозачетов, бесспорное списание со счетов должников и их дебиторов, взыскания просроченной задолженности через судебные органы.
Существенным резервом по сокращению ссудной задолженности является направление на расчеты с местными бюджетами поступающей ежедневной выручки в объеме не менее 10%. Фактически этот показатель составляет не более 1,5%. Гораздо лучшими темпами со счетов заемщиков идет погашение банковских кредитов (более 2% ежедневной выручки).
Необходимо уходить от практики отвлечения средств бюджета на предоставление бюджетных ссуд и льготных кредитов. В случае их предоставления они должны иметь строго целевую направленность, а ответственность получателей за достижение целей государственной поддержки должна быть существенно повышена. Пролонгация возврата таких ресурсов или возникновение неплатежей по ним должны автоматически повышать ставку по кредиту до уровня как минимум ставки рефинансирования. И только в исключительных случаях, при реализации долгосрочных приоритетных инвестиционных проектов, могут быть иные условия.
Сельское хозяйство играет важную роль в национальной экономике, вносит большой вклад в обеспечение продовольственной безопасности, в поддержку уровня доходов сельского населения и развития сельской местности, является важным фактором экономического роста. Однако поддержка сельского хозяйства лежит тяжелым бременем на бюджете. На долю бюджетных расходов на сельское хозяйство в республике приходится более 10 % всего бюджета.
В целях снижения бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства в ближайшей перспективе будут устранены ценовые перекосы на внутреннем рынке, изменятся источники инвестиций в сельское хозяйство. Удельный вес бюджетных субсидий в эту отрасли планируется снизить с 3,2 % к ВВП в 2010 году до 2% к 2014 году.
Динамика расходов по социальной сфере в 2008-2010 гг. (без учета капвложений) представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика расходов по социальной сфере в 2008-2010 гг. (без учета капвложений)
Ежегодно в течение последних пяти лет при формировании бюджета на очередной финансовый год сохраняется тенденция социальной направленности бюджета.
Расходы по отраслям социальной сферы (без учета капитальных вложений) возросли с 1905,8 млрд. рублей в 2008 году до 2425,5 млрд. рублей в 2010 году или в 1,3 раза. Вместе с тем удельный вес отраслей социальной сферы в общих расходах бюджета снизился и составил 53,2% в 2010 году. Самый низкий удельный вес отраслей социальной сферы в общих расходах бюджета был отмечен в 2008 году - 53,0%.
В структуре расходов отраслей социальной сферы наибольший удельный вес расходов приходится на отрасль «Образование» - 43,6%, далее следует отрасль «Здравоохранение» - 31,8% (по отчетным данным за 2010 год). Структура расходов претерпела изменения по сравнению с 2005 годом. Произошло уменьшение удельного веса отраслей «Образование» и «Здравоохранение» по сравнению с данными за 2005 год соответственно на 9,4 и 5,2 процентных пунктов и увеличение удельного веса отрасли «Социальная политика» на 15,2% в связи с включением с 2006 года в состав расходов на социальную политику льгот и компенсаций, бесплатного питания учащихся в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС», расходов на предоставление гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство жилья, индексацию жилищных квот, летнее оздоровление детей и погребение [19]. Структура отраслей социальной сферы в 2010 году (без капвложений) представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура отраслей социальной сферы в 2010 году (без капвложений)
При формировании бюджетов на очередной финансовый год последние пять лет в первоочередном порядке обеспечиваются в полном объеме расходы на защищенные статьи расходов: заработную плату, начисления на нее, оплату продуктов питания, лекарственные средства, трансферты населению; а так же на оплату коммунальных услуг.