Анализ состава, структуры и динамики расходов консолидированного бюджета Гомельской области
прогноз консолидированного бюджета административно-территориальной единицы.
Представленные проекты местных бюджетов рассматриваются постоянными комиссиями местных Советов депутатов в соответствии с утвержденными о них Положениями, которые по результатам их рассмотрения готовят заключение о проекте бюджета. Местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов [21].
Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Рассмотрим состав, структуру и динамику расходов бюджета Гомельской области. Информационной базой для проведения такого анализа являются решения Гомельского областного Совета депутатов о бюджете Гомельской области на соответствующие годы.
Анализ структуры и динамики расходов бюджета Гомельской области по функциональной классификации за 2008-2010 годы, приведенных в приложении А, позволяет сделать вывод о том, что основная часть расходов приходится на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства (23,1%). Также высокий удельный вес занимают расходы на образование - 23,2%. На третьем месте расходы на здравоохранение - 16,9%. В структуре расходов в 2010 году на такие важные отрасли как социальную политику, национальную экономику, общегосударственную деятельность приходилось соответственно 8,5%, 11,9% и 8,8%. Самый высокий темп роста расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство - 62,6%. В 2010 году выросли расходы на здравоохранение, образование, физическую культуру на 21,3%, 28,4%, 27,2% соответственно. В 2009 году рост расходов на здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, образование и социальную политику составил 1,3%, 4,4%, 1,9% и 6,3% соответственно.
В таблице 3 и на рисунке 1 приведена укрупненная структура расходов бюджета по функциональной классификации.
Таблица 3 - Динамика расходной части бюджета Гомельской области за 2008 - 2010 годах
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 | |||
млрд. руб. |
Темп роста, % |
млрд. руб. |
Темп роста, % |
млрд. руб. |
Темп роста, % | |
Расходы, всего |
3599,7 |
127,5 |
3720,3 |
103,4 |
4695,0 |
126,9 |
Социальная сфера |
1905,8 |
115,2 |
1981 |
103,9 |
2425,5 |
122,4 |
АПК |
291,9 |
100,2 |
443,9 |
152,1 |
381,5 |
85,9 |
ЖКХ |
438,8 |
135,9 |
450,2 |
102,6 |
604,4 |
134,3 |
Капвложения |
473,2 |
165,7 |
414 |
87,5 |
803,4 |
194,1 |
Прочие расходы |
490,0 |
- |
431,2 |
- |
480,2 |
- |
Рисунок 1 - Динамика расходной части бюджета Гомельской области в 2008-2010 годах
Объем расходов консолидированного бюджета области в анализируемом периоде имеет тенденцию к росту. Самый высокий темп роста расходов бюджета области был достигнут в 2008 году. Снижение темпов роста расходов консолидированного бюджета в 2009 году обусловлено негативным влиянием последствий мирового экономического кризиса на показатели деятельности реального сектора экономики области, недопоступлением доходов бюджета, вызвавшем необходимость сокращения его расходной части.