Анализ состава, структуры и динамики расходов консолидированного бюджета Гомельской области
В 2008 году с целью приближения бюджетной классификации к международным стандартам учета и статистики государственных финансов, изменена функциональная классификация, как доходов, так и расходов бюджета. Вторая крупная особенность 2008 года - продолжение концентрации бюджетных финансовых ресурсов на республиканском уровне: дорожный фонд и фонд охраны окружающей среды формировались на республиканском уровне. В связи с отменой сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инновационных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда введено бюджетное финансирование этих расходов за счет общих расходов бюджета.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, впервые была внедрена программная классификация расходов бюджета с отдельным отражением всех расходов, предусмотренных по утвержденным программам. Претерпел изменение состав субвенций, передаваемых в бюджеты областей из республиканского бюджета.
В истекшей пятилетке бюджет уверенно справлялся с исполнением социальных обязательств государства перед обществом. Решены главные задачи - обеспечено планомерное повышение оплаты труда в бюджетном секторе и реализованы масштабные программы развития социальной сферы. Это было непросто в условиях сокращения налоговой нагрузки, падения доходов бюджета вследствие экономического кризиса, необходимости вливания значительных государственных ресурсов в поддержку экономики.
Реализация жесткой бюджетно-налоговой политики, отказ от малоэффективных расходов, единая стратегия и тактика деятельности всех государственных структур позволила добиться желаемых результатов.
Однако с каждым годом решать эти задачи становится сложнее. Рост «социального пакета» (заработная плата, льготирование процентов по жилищному строительству, адресная социальная помощь), а также расходы по погашению и обслуживанию долговых обязательств значительно сужают возможности бюджета по финансированию других статей.
В связи с острым недостатком бюджетных ресурсов и необходимостью выполнения поставленных задач по финансированию расходов бюджета активно используются такие инструменты, как получение кредитов из бюджетов других уровней, выпуск местных облигационных займов.
Существенной нагрузкой на бюджет ложатся ежегодно увеличивающиеся объемы долга органов местного управления и самоуправления. Это реальная угроза финансовой стабильности региона и экономической безопасности в целом. Высокий уровень долгов в условиях существенного замедления роста доходов бюджетов ведет к невозможности финансирования первоочередных расходов бюджета. Рост объема долговых обязательств объемов финансовых ресурсов, отвлекаемых на их погашение характерен для всех регионов республики, в том числе и для бюджета Гомельской области.
В условиях недостатка бюджетных ресурсов местные бюджеты вынуждены изыскивать дополнительные средства, выпуская облигационные займы. Это, в свою очередь влечет дополнительные расходы на выплату процентного дохода. В Гомельской области в 2009 году на исполнение гарантийных обязательств направлено 11,5 млрд. рублей, в 2010 году на эти цели направлено (с учетом восстановленных субъектами средств) - 42,4 млрд. рублей, или в 3,7 раза больше. По состоянию на 01.01.2011 года задолженность по исполненным гарантиям составляла 52,9 млрд. рублей (1,1% расходов).
В первом квартал 2011 года за счет средств, полученных от реализации местных облигационных займов, на исполнение обязательств облисполкома уже направлено на сумму 16,8 млрд. рублей, что составляет 39,6% от направленного на указанные цели в 2010 г.
Всего за 2009-2011 год на исполнение гарантий (поручительств) за счет эмиссии местных облигаций направлено 139,9 млрд. рублей (с учетом проведенной реструктуризации задолженности). За период с декабря 2009 года по 1 апреля 2011 года на выплату процентного дохода по облигациям займов, выпущенных на указанные цели, направлено более 15,0 млрд. рублей.
При этом примененный в 2010 году механизм реструктуризации задолженности обязательств регионов (для Гомельской области - 69,3 млрд. рублей) явился исключительной мерой, введенной в целях погашения проблемных долгов со сроками погашения в 2010 году. В дальнейшем проведение подобной реструктуризации будет ограничено обязательствами, образовавшимся по кредитам, предоставленным по решениям Президента и правительства.
В складывающихся условиях основной задачей в части уменьшения нагрузки на бюджет является обеспечение безусловного исполнения обязательств получателями кредитов, и возврат исполненных гарантий в бюджет.
Минувшая пятилетка начиналась с того, что государственная поддержка за счет бюджетных средств оказывалась в основном в виде прямого субсидирования и бюджетных ссуд (займов). В последние годы предпринимались все возможные меры по сокращению такой поддержки до минимума, обеспечивался подход к более эффективному виду - компенсации части процентных ставок по банковским кредитам. Вместе с тем доля прямого субсидирования и бюджетных ссуд по-прежнему высока.