Анализ состава, структуры и динамики расходов консолидированного бюджета Гомельской области
- при формировании бюджетных программ отсутствует четкая увязка целей, задач и программ субъектов бюджетного планирования с целями Правительства Республики Беларусь и возложенными на них функциями.
в Республике Беларусь не используется среднесрочное бюджетное планирование, которое основано на применении современных инструментов и методов планирования расходов бюджета.
Среднесрочное планирование бюджетных расходов обеспечивает взаимосвязь между политическими, управленческими и экономическими целями государства, носящими долгосрочный характер; установить такую взаимосвязь в рамках годового планирования практически невозможно. Необходимость формирования бюджетов на многолетней основе является общепризнанной в зарубежной практике.
не используется составление многолетних бюджетов.
Составление и утверждение многолетних бюджетов создают условия для принятия и реализации стратегических управленческих решений. В данном случае существует возможность для более равномерного использования бюджетных средств, а также расширения самостоятельности субъектов бюджетного планирования. К неоспоримым преимуществам утверждения параметров бюджета на трехлетний период можно отнести: гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальной сферы и повышение ответственности органов власти, за выполнение возложенных на них функций.
Проводя анализ формирования расходов местных бюджетов, следует учитывать, что он является не полным и не показывает полной существующей картины. Это связано, прежде всего, с тем, что при планировании данных бюджетов они принимаются бездефицитными, однако в процессе их исполнения в большинстве случаев расходы превышают доходы, что требует поиска источников дополнительного финансирования. Поэтому в дополнение к анализу формирования местных бюджетов необходимо проводить анализ исполнения их доходной и расходной частей.