Анализ состава, структуры и динамики расходов консолидированного бюджета Гомельской области
Формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней происходит на протяжении трех стадий бюджетного процесса - составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение.
Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов в пределах своей компетенции самостоятельно осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в этот процесс не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь [18, с. 74].
В соответствии с указаниями Министерства финансов и концепцией формирования местных бюджетов областными и Минским городским финансовыми управлениями составляются прогнозные показатели по доходам и расходам бюджетов областей, города Минска на очередной финансовый (бюджетный) год и в установленные сроки представляются в Министерство финансов.
С учетом представленных прогнозных расчетов Минфином составляются расчетные показатели по бюджетам областей и города Минска для определения нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, дотаций, субсидий и субвенций из республиканского бюджета.
Установить на 2011 год нормативы отчислений от:
налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, налога на недвижимость в бюджеты города Гомеля и районов;
экологического налога, уплачиваемого плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения в части платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства, - в размере 40 процентов в доход областного бюджета и 20 процентов в доход бюджетов базового уровня.
Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе расчетных показателей по доходам и расходам, доводимых ежегодно на планируемый финансовый (бюджетный) год вышестоящим финансовым органом, и нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов. Нормативы бюджетной обеспеченности устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый (бюджетный) год. Принцип формирования данного норматива заключается в доведении местного бюджета до минимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетную обеспеченность по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя.
После утверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений в бюджеты областей и города Минска от республиканских налогов и других обязательных платежей начинается разработка областных бюджетов и прогнозных расчетных показателей по доходам и расходам бюджетов районов и городов для определения нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в эти бюджеты и сумм дотаций, субвенций и субсидий.
Порядок и сроки составления местных бюджетов устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление местных бюджетов производится местными финансовыми органами (бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов - исполнительными и распорядительными органами) на основании прогнозных показателей по доходам и расходам местных бюджетов и получаемых соответственно от Министерства финансов или вышестоящих исполнительных и распорядительных органов прогнозных расчетных показателей.
Составлению прогнозных показателей по доходам и расходам бюджетов областей и города Минска предшествует работа по определению ожидаемого исполнения по доходам и расходам бюджета области за текущий год, проводится анализ отчетных данных, систематизируются для учета в проекте нормативные акты, поручения органов государственного управления о приоритетном развитии в планируемом году отдельных отраслей экономики и социальной сферы. Расчеты базируются на использовании прогнозных макроэкономических показателей развития республики в планируемом году.
Составленные проекты местных бюджетов вносят для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты [22, с. 79].
Исполнительные и распорядительные органы рассматривают проекты местных бюджетов и нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов:
проект местного бюджета с выделением доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и о размере оборотной кассовой наличности по бюджету;
проект решения местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;