Основные направления совершенствования подоходного налогообложения граждан
В дальнейшем упорядочивание и оптимизация налогового законодательства во многом связаны с именем графа Сергея Юльевича Витте - министра путей сообщения, министра финансов (1892-1903), автора знаменитой финансовой реформы 1895-1897 годов, когда в обращение был введен твердый рубль, обеспеченный золотом, а доход государства от сбора налогов стал ощутимо прогрессировать из года в год. Налоговая система в годы Первой мировой войны претерпела изменения. Например, были введены чрезвычайные налоги, фиксированные закупочные и сдаточные цены на продукцию оборонных предприятий. В определенной мере это снижало хозяйственные интересы и способствовало быстро нарастающему экономическому кризису. Кроме того, доходы государства находились в прямой зависимости от уровня благосостояния сельского населения, наиболее активная часть которого, находилась на фронте и физически не могла платить налоги. Естественно, налоговые поступления существенно сократились, следствием чего стало введение новых видов налогов. В тревожном семнадцатом году впервые в истории России был введен подоходный налог в современном понимании. Низшая ставка налога составляла один процент, высшая - 33 процента. Несмотря на нормотворческие усилия Временного правительства, систему, как следует, не отладили, и в 1917 году подоходный налог не принес в казну государства ожидаемых поступлений. Произошедшие затем политические события и вовсе сломали и без того слабую налоговую систему России. После октябрьской революции, когда денежно-кредитная система стабилизировалась после реформ, потрясений, огромного вывоза капитала, а народное хозяйство вошло в цикл производственного роста, подоходный налог был достаточно успешно внедрен и доказал свою целесообразность. Этот налог с доходов работающего населения в СССР был удачно выстроен: “взимался” с доходов физических лиц (в случае превышения минимальной ставки), начинался с 12 % от дохода и возрастал при росте доходов. Налог обеспечивал львиную долю бюджета СССР, так как все работоспособные граждане трудились и стабильно вносили данный платеж в казну страны. Важное преимущество советской системы налогообложения и построения бюджета - слабое влияние на финансы страны теневой экономики. При этом не было современной распространенной “двойственности” трудовых отношений - практически все доходы были легализированы. Но, как известно, в дальнейшем финансовая система Советского Союза по ряду причин стала эволюционировать в направлении, противоположном процессу общемирового экономического развития. От непосредственно взимания налогов она перешла еще и к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет государства, что в определенной мере повлияло на движение страны к кризису. В настоящее время в Беларуси действует Закон от 21.12.1991 № 1327-XII “О подоходном налоге с физических лиц” [22].
Принципы исчисления подоходного налога в 2011 году остались такими же, как и в 2010. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидентов 12%.
Сравнение общей системы уплаты налогов и уплаты налогов по "упрощенке" и можно посмотреть в таблице "Системы налогообложения в Беларуси" <http://www.femida.by/index.php?page=se_nalog2>
Таблица 1 - Система налогообложения в Беларуси
Доходы, в отношении которых в РБ установлена налоговая ставка |
Налоговая ставка |
Документ |
любые доходы, за исключением нижеперечисленных |
12% |
п. 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII |
полученные в виде дивидендов |
12% |
пп. 2.1 п. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII |
полученные плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество |
15% |
пп. 2.2 п.2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII |
полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам |
9% |
абзац 2 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII |
полученные индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий |
9% |
абзац 3 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII |
полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам |
9% |
абзац 4 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII |
полученные от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности |
15% |
п. 5 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII |