Основные направления совершенствования подоходного налогообложения граждан
Подоходный налог является одним из важнейших элементов налоговой системы государства. Во многих странах он обеспечивает значительную часть доходов консолидированного бюджета. Кроме того, данный налог может иметь прогрессивный характер, что обеспечивает возможности для определенного перераспределения доходов. Подобная роль подоходного налога во многом зависит от его структуры. Это относится к налоговой базе, налоговым ставкам и вопросам налогового администрирования.
Структура подоходного налога в Беларуси имеет ряд недостатков. Во-первых, некоторые виды дохода не подпадают под налогообложение. Во-вторых, существует много необоснованных налоговых льгот и налоговых вычетов, предоставляемых вне зависимости от уровня благосостояния налогоплательщика [21].
Подоходный налог - необходимое финансовое бремя, отягощающее каждого из нас, но социально-экономическая целесообразность которого общепризнанна. Однако многие все же задаются вопросом: почему регулярно нужно отдавать часть заработанных собственным трудом денег в некую общую копилку? Но так называемая “копилка” - бюджет государства, олицетворяющий существенную сторону его финансового состояния. Чем она полнее, тем меньше нерешенных проблем в сфере здравоохранения, образования, обороноспособности, поддержки нетрудоспособных граждан, борьбы с преступностью.
Подавляющий вес в формировании доходной части бюджета большинства стран мира имеют налоговые поступления. Налогообложение - даже более древний институт, чем деньги. Налоги воплощают в себе экономически выраженное существование государства, его хозяйственные потребности и общественные интересы. Социально-экономическое содержание дани, подати, налога заключается в том, что податные слои общества отдают часть созданного ими продукта в единую “корзину” для последующего общественно необходимого распределения и использования. По своей сути налоги как инструмент хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода государства, а с другой - как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить те или иные процессы, происходящие в обществе и во всех секторах экономики, включая денежно-кредитный. Подоходный налог - прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками из своего дохода в государственный бюджет в порядке и размерах, установленных соответствующим законодательством.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как население вносило налоги деньгами, это одновременно развивало рынок и товарно-денежные отношения, углубляло процесс разделения труда, способствовало урбанизации и повышению экономической грамотности граждан империи. Во времена первых славянских государств на территории Беларуси в VI-VIII веках, которые возглавляли князья из племенной знати, подчиненные земли стали рассматриваться как казенная собственность. Для нормального функционирования княжества из части военнообязанных дружинников создавались специальные отряды для сбора дани (мясо, зерно, хозяйственная утварь, ткани, кожа, орудия труда, оружие и т. д.). Дань распределялась по отдельным крестьянским хозяйствам и общинам, что тем самым привело к постепенному разделению княжеств на административно-фискальные округа. С распространением феодального строя в Великом княжестве Литовском на крестьян - низшую и самую многочисленную ступень в сословной иерархии, как правило, накладывались натуральная рента (дань, натуральный оброк), отработочная рента (барщина, толока, гвалт, другие виды труда, а также обслуживание феодалов). С появлением полноценного денежного обращения с крестьян взималась еще и денежная рента, так называемый чинш. Кроме того, десятую часть урожая и приплода скота крестьяне вынуждены были отдавать церкви, в то время являющейся чем-то вроде государства в государстве. Позднее, в XIV-XVI веках, с развитием белорусских городов, и особенно после получения многими из них Магдебургского права, вместо выполнения архаичных натуральных повинностей у горожан появилось право платить лишь денежный налог. Ко времени разложения феодального строя в Беларуси на каждый крестьянский двор приходилось по 12-14 налогов и повинностей, что являлось далеко не стимулирующим фактором развития. Денежная система Речи Посполитой, куда в то время входили белорусские земли, в результате ряда неудачных “экспериментов” правительства не отличалась устойчивостью и лишь усугубляла общее положение края. Вместе с тем, в XVIII веке произошло заметное оживление во всех экономических сферах деятельности, чему в немалой степени способствовало распространение передовых экономических учений среди шляхты, купцов и королевского двора. К концу века формирование нового прогрессивного капиталистического уклада становилось все более явным. Именно в этот период начала создаваться систематизированная теория налогообложения, основоположником которой считается шотландский экономист и философ Адам Смит. Он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика - показатель свободы, а не рабства. После раздела Речи Посполитой и вхождения в Российскую империю в белорусских губерниях были введены общероссийская денежная и фискальная системы. На протяжении XIX века главным источником доходов государства оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Кроме налогов существовали пошлины, земские и военные сборы. В Северо-Западном крае в этот период сумма оброка составляла в среднем от 20 до 80 рублей в год, барщина - до 6 дней в неделю. Для сравнения: заработок земских врачей и учителей того времени составлял примерно 1200-1500 рублей в год.