Пути оптимизации расходов бюджета Гомельской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Одним из основных направлений повышения эффективности расходов бюджета должно стать совершенствование бюджетного планирования на основе реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, что позволит обеспечить прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.
Совершенствование политики в сфере государственных расходов предлагается осуществлять по следующим направлениям:
пересмотреть сеть и штаты учреждений и организаций бюджетной сферы. Снижение численности работников позволит сократить бюджетные расходы и перераспределить ресурсы на финансирование инвестиций в развитие бюджетной сферы, вывести ее на качественно новый уровень. В целях исключения дублирующих функций в системе бюджетных организаций необходимо:
закрыть учреждения культуры, расположенные в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, а также сельские библиотеки со штатной численностью до 0,5 ставки, с организацией обслуживания населения соответствующих населенных пунктах библиобусами;
преобразовать в структурные подразделения домов культуры сельские библиотеки, расположенные в зданиях сельских домов культуры;
придать детским социальным приютам статус межрегиональных приютов с соответствующим пересмотром их количества;
сократить максимально допустимую нагрузку, утвержденную Едиными типовыми учебными планами для всех общеобразовательных школ, школ - интернатов, в части факультативных занятий на 5-7%, для IX классов, а для вечерних школ - на 10%;
объединить сеть детско-юношеских спортивных школ, функционирующих в образовании и физической культуре, подчинив ее региональным органам управления физической культурой и спортом с соответствующим упорядочением численности;
с целью стабилизации ситуации с погашением просроченной ссудной задолженности, проводить зачет подлежащей возврату на счета сельхозпредприятий-должников разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС в счет погашения неисполненных ими обязательств перед местными бюджетами;
отказаться от практики отвлечения средств бюджета на предоставление бюджетных ссуд. Пролонгация возврата таких ресурсов или возникновение неплатежей по ним должны автоматически повышать ставку по кредиту до уровня как минимум ставки рефинансирования;
в целях развития промышленного потенциала области, целесообразно переориентировать бюджетные ресурсы, направляемые на прямое финансирование отраслей народного хозяйства (капитальные вложения, планируемые в бюджете области, часть средств субвенций республиканского бюджета), на удешевление процентов по кредитным ресурсам банков, получаемым субъектами хозяйствования на инвестиционные и инновационные цели и проекты.
С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» в части компенсации из бюджета до 100% процентов по выдаваемым субъектам хозяйствования кредитам банков. Внесение предлагаемых изменений позволит значительно повысить эффективность использования средств бюджета.
Рост «социального пакета» (заработная плата, льготирование процентов по жилищному строительству, адресная социальная помощь), а также расходы по погашению и обслуживанию долговых обязательств значительно сужают возможности бюджета по финансированию остальных статей. Ст. 2 Указа Президента Республики от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» устанавливает жесткий перечень возможных направлений безвозмездной (спонсорской) помощи. С целью увеличения возможностей бюджета области предлагается расширить перечень направлений такого вида помощи и включить в него нужды местных бюджетов.