Пути оптимизации расходов бюджета Гомельской области
Инструкции о порядке планирования расходов на содержание учреждений образования, физической культуры и спорта, социальной защиты, финансируемых за счет средств бюджета;
Типовые штаты централизованных бухгалтерий при управлениях (отделах) культуры горрайисполкомов, Типовые штаты по библиотекам, учреждениям клубного типа, детским школам искусств;
нормативные документы по проведению и финансированию централизованных мероприятий отраслями социальной сферы.
Одним из существенных резервов экономии средств областного бюджета является областная кооперация, которая подразумевает объединение усилий нескольких областей по совместному предоставлению услуг гражданам.
Объединение усилий областей целесообразно для решения крупных хозяйственных проблем, вопросов предоставления социальных услуг, требующих значительных финансовых и материальных ресурсов, например таких как:
- управление объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения;
- организация содержания дорог, утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов;
- содержание мест захоронений;
- оказание медицинских услуг;
- предоставление общего среднего и дополнительного образования;
- совместная организация деятельности культурно-развлекательных учреждений и спортивных сооружений;
- создание межобластных средств массовой информации и др.
Областное сотрудничество для решения вопросов местного значения осуществляется путем создания межобластных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью или некоммерческих организаций для решения вопросов местного значения.
В ряде отраслей возможно совместное финансирование учреждений, служб, или предоставление услуг области или другим областям.
Такой подход позволит области соблюсти взаимный интерес, путем максимальной нагрузки имеющихся учреждений, получая при этом финансовые средства из соответствующих бюджетов, с одной стороны и, избегая необходимости расходования бюджетных средств на строительство новых учреждений, - с другой.
Помимо названных способов, необходимо использовать предоставленное право создавать контрольные органы местного самоуправления. В Гомельской области создано главное управление ведомственного контроля. Оно осуществляет очень важную работу по выявлению тех средств областного бюджета, которые были потрачены неэффективно, и прилагать все усилия к тому, чтобы подобные траты не повторялись в будущем.
Сегодня просто необходимо заниматься оптимизацией расходов областного бюджета, несмотря на то, что и с доходной частью не все так гладко.
Для оптимизации расходов бюджета следует:
- усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;
провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей, усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;
разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозрасчет и самофинансирование;
- снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;
- закрепление в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета;
прогнозирование пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы;
- степень обеспеченности собственными доходами местных бюджетов должна быть необходимой и достаточной. Для этого следует укрепить доходную базу местных бюджетов путем расширения перечня собственных и закрепленных доходов, переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов;
- провести реструктуризацию доходов региональных бюджетов, определить оптимальное соотношение между источниками их формирования, установить придельный размер местных налогов и сборов в процентах к общему объему соответствующих доходов;