Пути оптимизации расходов бюджета Гомельской области
Для улучшения финансового положения и платежеспособности области органам местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов необходимо создание определенных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким условиям можно отнести: организацию бюджетного процесса, ориентированного на результат, сокращение либо изменение существующих бюджетных учреждений, совершенствование системы управления инвестициями, обязательное создание контрольных органов по области и др.
Улучшение финансового положения и платежеспособности невозможно без продуманного распределения бюджетных доходов и расходов во времени. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать методы бюджетного планирования и мобилизовывать источники финансирования дефицита местных бюджетов.
Так как финансовое положение и платежеспособность областного бюджета в значительной степени зависят от выделения им трансфертов из республиканского бюджета, необходимо сосредоточить все усилия на повышении прозрачности и стабильности межбюджетных отношений.
В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов:
- за местными бюджетами не закрепляются дополнительные источники доходов в случае принятия законов, увеличивающих объем расходных обязательств областного бюджета;
- на республиканском уровне не принято решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам;
- субъекты Республики Беларусь не компенсируют расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;
сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления;
Правительством Республики Беларусь не предусматривается возможность дополнительного финансирования за счет средств республиканского бюджета расходных обязательств областного бюджета, возникающих в связи с решением вопросов местного значения. То есть до конца не исключена практика «нефинансируемых мандатов».
Данные проблемы являются лишь вершиной айсберга и затрагивают лишь проблемы в предоставлении финансовых средств из бюджетов различных уровней.
Для улучшения ситуации в сфере местных финансов и большей нацеленности местных бюджетов на решение местных проблем необходимо законодательно ограничить объем переданных на областной уровень обязательных к исполнению государственных полномочий, например, установить предел в определенный процент от общих расходов местного бюджета, а в случае, при котором передаваемые государственные полномочия выше этого порога принимаются к исполнению и реализуются органами местного самоуправления только на добровольной основе с восполнением им не только полной стоимости передаваемых полномочий, но и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах.
Одним из принципов бюджетной системы Республики Беларусь является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.
Оптимизация расходов местных бюджетов может достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат [32, с.59-62],
В организации бюджетного процесса заложены существенные резервы повышения финансовой устойчивости и платежеспособности муниципального образования. Однако для практической реализации и их резервов необходимо, чтобы совершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются:
- использование реестра расходных обязательств как инструмента оптимизации областных расходов;