Пути оптимизации расходов бюджета Гомельской области
- закрепить за местными советами базового уровня наиболее крупные местные налоги и сборы, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в соответствующие бюджеты;
- обеспечить максимальную сбалансированность доходов и расходов местных бюджетов по средствам оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования;
- разработать единые подходы в организации всех видов финансовой помощи для целенаправленного воздействия на экономику регионов;
- обеспечить максимальную замену дотаций субсидиями и субвенциями с усилением контроля за целевым с использованием.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что необходимо разрабатывать меры реально способные привести к оптимизации расходов местных бюджетов и повышению качества оказываемых населению услуг.
Для определения приоритетов развития Гомельской области необходимо бюджет области планировать. Для этого существует понятие среднесрочного планирования. Составить среднесрочный финансовый план бюджета Гомельской области.
В таблице 18 представлены мероприятия по повышения эффективности расходов местного бюджета.
Таблица 18 - Мероприятия местных органов власти Гомельской области, направленные на повышение эффективности расходов местного бюджета
Направление |
Мероприятия |
Примеры по Гомельской области |
Совершенствование политики государственных расходов Республики Беларусь |
Выпуск облигационных займов в условиях недостатка бюджетных ресурсов |
В Гомельской области в 2009 году на исполнение гарантийных обязательств направлено 11,5 млрд. рублей, в 2010 году на эти цели направлено (с учетом восстановленных субъектами средств) - 42,4 млрд. рублей, или в 3,7 раза больше. По состоянию на 01.01.2011 года задолженность по исполненным гарантиям составляла 52,9 млрд. рублей. В первом квартале 2011 года за счет средств, полученных от реализации местных облигационных займов, на исполнение обязательств облисполкома уже направлено на сумму 16,8 млрд. рублей, что составляет 39,6% от направленного на указанные цели в 2010 г. Всего за 2009-2011 год на исполнение гарантий (поручительств) за счет эмиссии местных облигаций направлено 139,9 млрд. рублей (с учетом проведенной реструктуризации задолженности). За период с декабря 2009 года по 1 апреля 2011 года на выплату процентного дохода по облигациям займов, выпущенных на указанные цели, направлено более 15,0 млрд. рублей. |
Применение реструктуризации задолженности обязательств |
В Гомельской области в 2010 году реструктуризирована задолженность по обязательствам в сумме 69,3 млрд. руб. | |
Взыскание задолженности с субъектов с применением комплекса мероприятий: проведения взаимозачетов, бесспорное списание со счетов должников и их дебиторов, взыскания просроченной задолженности через судебные органы |
Задолженность юридических лиц агропромышленного комплекса по бюджетным ссудам, займам в бюджет Гомельской области на 1 января 2011 года составила 242,2 млрд. рублей, снизилась по сравнению с аналогичным показателем за 2010 год (258,1 млрд. рублей) на 6,2 процентных пункта, при этом просроченная задолженность сократилась со 108,7 млрд. рублей до 101,5 млрд. рублей, или на 6,6 процентных пунктов | |
Оптимизация расходов бюджета |
Реорганизация бюджетных учреждений |
Уменьшение исполнительных и распорядительных органов на 16 сельских Советов; реорганизованы 5 межрайонных медико-реабилитационных экспертных комиссий путем присоединения к областной МРЭК; сокращение 30 учреждений образования; реорганизован в Речицком районе детско-юношеский клуб по физической подготовке в детско-юношескую спортивную школу; закрытие 5 детских садов,2 базовых школ, Светлогорской школы-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Пиречевской щколы-интернат для детей с особенностями психофизического развития |
Пересмотрение сети и штатов государственных структур бюджетных организаций |
В связи с закрытием образовательных учреждений среднегодовое число штатных единиц сократилось на 202,75 единиц; штатная численность работников здравоохранения в 2010 году предусматривается в количестве 44046 единиц, что ниже уровня прошлого года на 69 должностей; сокращение штатной численности среднего медицинского персонала на 87 единиц |