Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Рассчитаем сводный параметрический индекс:cp = 0,2467+0,2535+0,2076+0,1089+0,1005+0,0500+0,0404 = 1,0076
Как видим, индекс превышает единицу, что означает тот факт, что анализируемая плитка фирмы ООО «Гранд» незначительно, но превосходит качество всех остальных фирм.
Если рассматривать всю продукцию предприятия, то данный коэффициент в среднем составляет 1,0125 по тротуарной плитке и 1,0023 по глиняным изделиям. Это означает, что фирма является высоко конкурентоспособной в части соответствия требованиям качества к своей продукции.
Для повышения своей конкурентоспособности ООО «Гранд» оказывает дополнительные услуги, связанные с транспортировкой плитки, улучшением качества продукции. Таким образом, предприятие не только производит плитку, но и доставляет её до потребителя, если в этом есть потребность последнего. В рамках выполнения стратегических задач предприятие в ближайшем будущем будет оказывать услуги по консультации строителей и укладчиков плитки, а затем и самостоятельно укладывать плитку.
Реализация тротуарной плитки с каждым годом возрастает, это говорит о положительной динамики развития предприятия.
Проведём анализ среды бизнеса компании. Для этого рассмотрим её в разрезе внешней среды (макросреды и микросреда), а также в разрезе внутренней среды.
В таблице 2.12 приведена характеристика макросоставляющей внешней среды ООО «Гранд».
Таблица 2.12 - Характеристика макросреды ООО «Гранд»
Наименование фактора макросреды |
Оценка фактора макросреды |
Примечание |
Экономический фактор |
2 |
Экономический спад и спад в строительной отрасли Калининградской области |
Политический фактор |
4 |
Политическая стабильность как в РФ, так и в Калининградской области |
Правовой фактор |
4 |
Послабление налогового законодательства, принятие антикризисных мер Правительством РФ |
Экологический фактор |
2 |
Ужесточение требований экологических органов к строительным материалам |
Географический фактор |
2 |
Сложности экономико-географическим положением являются препятствием для расширения рынков сбыта |
Средний балл |
2,8 |
Составление профиля макросреды деятельности предприятия показывает, что в целом её можно оценить на 2,8 балла, что является довольно низкой оценкой. Существенные опасения вызывает экономический фактор, связанный с финансовым кризисом, стагнацией в строительной отрасли (от развития которой во многом зависит спрос на продукцию ООО «Гранд»), ростом стоимости кредитных ресурсов, их недоступностью и т.д. Все это, безусловно, может отрицательно сказаться и на производстве тротуарной плитки. Отрицательно можно оценить и деятельность органов экологического и технического надзора, связанную с ужесточением требований к производимым строительным материалам в части увеличения их экологичности. Рост экологичности производимой плитки приведёт к существенному росту затрат на их производство. Наконец, негативно можно оценить и географическую составляющую макросреды предприятия. Она заключается в ограничении Калининградский области со всех сторон иностранными государствами, что осложняет выход ООО «Гранд» на российский рынок.
Вместе с тем, соседство Литвы и Польши приводит к появлению большого количества конкурентов, которые способны продавать качественную плитку по значительно более низким ценам. Отметим, что данные условия развития бизнеса сейчас одинаковы для всех предприятий этой отрасли. Кроме того, по мнению ряда экспертов, отмечено, что миррой экономический кризис может закончиться уже к лету 2012 года.
Теперь проанализируем микросреду ООО «Гранд», как очень важную составляющую внешней среды деятельности компании (таблица 2.13).
Таблица 2.13 - Характеристика микросреды ООО «Гранд»
Наименование фактора микросреды |
Оценка фактора микросреды |
Примечание |
Поставщики |
4 |
Наличие большого количества поставщиков в Калининградской области |
Покупатели |
3 |
Экономический кризис уменьшил спрос на плитку как со стороны коммерческих структур, так и со стороны муниципальных органов власти, вместе с тем список покупателей ООО «Гранд» по-прежнему велик |
Конкуренты |
3 |
Рынок характеризуется монопольной конкуренцией, небольшим количеством экономически сильных и финансово устойчивых организаций. |
Институциональная среда |
3 |
Относительно недоступный лизинг, недоступные кредиты на развитие бизнеса |
Средний балл |
3,25 |