Финансовое планирование и прогнозирование
Планомерное развитие экономики требует установления и строгого соблюдения стоимостных пропорций воспроизводства: возмещения произведенных затрат, обеспечения правильных соотношений в доходах государства и населения, в размерах покупательных фондов населения и товарных фондов в розничном товарообороте и др. Стоимостные балансы, применяемые при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы и государственные бюджеты РФ и ее субъектов), доходов и расходов отраслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения и др.
Стоимостные балансы - это одна из групп балансов: их особенностью является то, что все величины в них выражены в стоимостной (денежной), а не натуральной форме, как это имеет место в материальных балансах. Стоимостные балансы составляются и отдельными предприятиями, и отраслевыми министерствами, но в этом случае они имеют более ограниченное значение и носят оперативный характер. Объективная необходимость составления стоимостных балансов обусловлена тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит не только в форме планомерного создания и распределения материальных благ в натуре, но и по стоимости, т.е. опосредствуется деньгами как денежным выражением стоимости произведенных товаров. Важнейшие элементы стоимостных балансов, их структура, пропорции, темпы роста и тенденции движения должны находиться в единстве и взаимной связи, в определенном и закономерном соответствии с движением основных элементов материальных, натуральных балансов.
Наиболее важные стоимостные балансы: баланс национального дохода; баланс денежных доходов и расходов населения; кассовый план ЦБ РФ; государственный бюджет РФ и ее субъектов; сводный финансовый план страны; межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта. Баланс национального дохода характеризует в стоимостной (денежной) форме движение ресурсов, экономических связей и пропорций национального дохода в процессе его создания, реализации, первичного распределения, перераспределения и конечного использования.
Баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой дальнейшую конкретизацию баланса национального дохода применительно к движению доходов населения. Важную функцию выполняет наряду с балансом денежных доходов и расходов населения кассовый план ЦБ РФ, который составляется на его основе и одновременно позволяет ЦБ РФ контролировать ход выполнения планового баланса денежных доходов и расходов населения. Кассовый план служит инструментом текущего планирования и регулирования денежного обращения, он строится в форме баланса - в приходной его части фигурируют все поступления наличных денег в кассы ЦБ РФ (выручки от торговли, от всех видов транспорта и учреждений связи, поступления налогов и сборов, квартирной платы и коммунальных платежей, поступления от банков, выручки зрелищных предприятий и т.д.), в расходной части учитываются все расходы, производимые ЦБ РФ наличными деньгами (выдачи заработной платы, на закупки сельскохозяйственной продукции, почтовым учреждениям и банкам, на выплату пенсий, пособий, страховых возмещений, ссуд на индивидуальное жилищное строительство, на командировки и др.).
Показатели отражают состояние экономики и позволяют планировать и регулировать денежное обращение в стране.
Одним из важных видов стоимостного баланса является федеральный бюджет РФ - основной финансовый план государства, характеризующий объем и структуру его централизованных денежных доходов и расходов. Выражая планомерное образование денежных ресурсов и их движение, их распределение и перераспределение между регионами, отраслями, предприятиями, организациями и учреждениями, производственной и непроизводственной сферами, государственный бюджет играет активную роль в обеспечении темпов роста общественного продукта и национального дохода, внутренних связей и пропорций, необходимых для успешного осуществления расширенного воспроизводства. Планирование финансов призвано обеспечить наилучшее выполнение плана с наименьшими затратами финансовых ресурсов и с наибольшими финансовыми результатами, с превышением доходов над расходами. Хотя государственный бюджет РФ является основным финансовым планом страны, он не охватывает всех финансовых ресурсов и отношений страны. Наряду с государственным бюджетом сводного финансового плана (в форме баланса), отражающего все финансовые ресурсы, которыми располагает государство и предприятия и организации, и все расходы по их главным направлениям. Составление сводного финансового плана как одного из синтетических стоимостных балансов, внутренне связанного с балансом денежных доходов и расходов населения и в конечном счете - с материальными балансами, а также балансом рабочей силы, позволяет с позиций финансов проконтролировать правильность намечаемых темпов, масштабов и структуры производства общественного продукта и национального дохода, важнейших пропорций воспроизводства, в том числе такой основополагающей пропорции, как соотношение накопления и потребления. Если в сводном финансовом плане получается превышение ресурсов над затратами, то это сказывается в балансе денежных доходов и расходов населения превышением расходов над доходами. И наоборот, если имеет место превышение расходов над ресурсами, то это скажется на балансе доходов и расходов населения таким образом, что население будет лишено возможности в этих же размерах использовать свои доходы на приобретение товаров. Таким образом, сводный финансовый баланс ресурсов и затрат в сочетании с балансом денежных доходов и расходов населения позволяет всесторонне экономически проанализировать, как складываются денежные (стоимостные) и материальные пропорции, и добиться необходимого соответствия между ними. Причем в качестве одного из элементов балансирования доходов и расходов государство имеет возможность использовать эмиссию денег в той части, в которой они оседают у населения. При росте производства и расширении товарооборота эмиссия денег в необходимых размерах является потребностью экономики и не может поколебать устойчивости национальных денег и финансов.