Методы финансового планирования на предприятии
Показатель ТФП во времени относительно оборота ([ТФП / средняя выручка от реализации] 100), = 17,2%. Это означает, что 62 дня (360 дн.17,2% = 62 дня) в году предприятие работает только на то, чтобы покрыть свои ТФП. Предприятие должно стремиться к тому, чтобы ТФП были отрицательной величиной, т.е. в любой момент времени денежных средств должно оказываться больше, чем необходимо для обеспечения бесперебойности производства. Теперь сравним ТФП с собственными оборотными средствами (СОС) и сделаем финансовую диагностику предприятия (рис.6). СОС=1813тыс. руб., ТФП=1991тыс. руб., дефицит денежных средств (ДС) составляет 178тыс. руб Купить шредер промышленный.
Рисунок 6. Расчет дефицита денежных средств на предприятии.
Финансовая диагностика. Предприятие имеет положительное значение СОС, постоянные ресурсы покрывают большую часть иммобилизованных активов, но позволяют финансировать лишь 91% ТФП. Т.е., ресурсы предприятия недостаточны для покрытия его текущих потребностей, что и порождает дефицит наличности и побуждает прибегнуть к банковскому кредиту. Увеличить СОС можно путем их наращивания (увеличением Уставного капитала, нераспределенной прибыли и резервов, подъемом рентабельности), увеличением долгосрочных заимствований. Снизить ТФП можно: уменьшив оборотные активы; снизив дебиторскую задолженность; увеличив кредиторскую задолженность, удлиняя сроки расчета с поставщиками крупных партий.
Анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
На 01.01.2006г. кредиторская задолженность предприятия составила 2698тыс. руб Помимо задолженности поставщикам (277тыс. руб.), накопилась задолженность по заработной плате (355тыс. руб.), по выплатам в государственные внебюджетные фонды (418тыс. руб.), перед бюджетом (1034тыс. руб.) и прочим кредиторам (614тыс. руб.). Расчет основных показателей по управлению кредиторской задолженностью приведены в Приложении 8. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности равен 4,9. Это означает, что кредиторская задолженность делает в среднем 5 оборотов в год, а средний период погашения кредиторской задолженности составляет 74 дня. На уровень кредиторской задолженности влияют следующие факторы:
оценка и классификация поставщиков в зависимости от вида продукции, объема закупок, истории отношений с кредиторами и предполагаемых условий оплаты;
контроль расчетов с кредиторами (для исключения штрафных санкций и возможности начала дела о банкротстве в соответствии с новым законом о банкротстве предприятий);
анализ и планирование денежных потоков.
В результате этого анализа предприятию необходимо следующее:
принять решение о замене не денежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности проведения вексельных расчетов, операций по переуступке прав долга и взаимозачетов;
составить программу по ликвидации задолженности по выплате заработной платы;
рассмотреть возможность реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
разработать программу по погашению задолженности прочим кредиторам.
Управление дебиторской задолженностью. Сумма дебиторской задолженности в 2005г. составила 3209тыс. руб. Положительным фактом считается то, что средний дневной объем продаж в кредит вырос с 7,2 в 2004г. до 8,8тыс. руб. в 2005г. Приложение 9, а срок погашения дебиторской задолженности сократился с 89 дней до 79 дней соответственно. Также, важно отметить, что дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность на 511тыс. руб. На основе анализа ж/о № 6 по счету 62/1 "Реализация механизмов в 2005г." видно, что доля постоянных клиентов в общем объеме дебиторов составляет 30%. Причем большая часть постоянных клиентов систематически не оплачивают услуги (для временных клиентов на предприятии существует система предоплаты). Доля сомнительной дебиторской задолженности составляет 12,2%. Со всеми этими клиентами ведется претензионная работа через суд. Необходимо отметить также, что взаимозачеты от всех выполненных работ, услуг составляют 41%. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Оплата товаров постоянными клиентами должна производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 net 30", означающая, что: