Методы финансового планирования на предприятии
Формирование финансовой стратегии предприятия происходит при анализе элементов стратегического планирования и разработки мероприятий по их улучшению.
Анализ управления основным капиталом. Из анализа внеоборотных активов следует, что происходит снижение основных средств - за 4 года на 25,4%. Показатель фондоотдачи равный 2,6 означает, что на 1руб. основных средств приходится 2,6руб. оказанных работ, услуг. В 2005г. в ОАО "АВАР" эксплуатировалось 129 единиц техники, из них 67 с истекшим сроком службы (100% износа) - 51,9% имеющегося парка. В 2004г. было списано 12 единиц основных средств, в 2005г. - 1 единица, за два года приобретено 5 единиц. Т.е. встает проблема обновления основных средств за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов или за счет заемных средств.
Финансирование за счет привлеченных денежных средств, полученных от эмиссии ценных бумаг не осуществимо, т.к. предприятие не платит дивиденды. Инвестиции российских и иностранных инвесторов также маловероятны. Собственные финансовые ресурсы предприятия включают первоначальные взносы учредителей и часть денежных средств, полученных в результате его хозяйственной деятельности. Но для того, чтобы их использовать в качестве финансирования основных средств нужно вывести предприятие на положительное значение прибыли. Для этого необходимо проанализировать затраты предприятия, т.к. у него выручка от реализации равна себестоимости, и определить пути повышения прибыли (необходимо планировать прибыль). Планирование проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на прибыль, и моделируются результаты от принятия различных управленческих решений. При нестабильной экономической или политической ситуации планирование необходимо проводить на кратковременной период - квартал, полугодие. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж, после его определения разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов. В ней учитывается: плановый объем реализации; величина запасов готовой продукции на складе; изменение остатков незавершенного производства; потребность в материалах; трудовые затраты.
Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость, сметы административных и коммерческих расходов и формируется план по прибыли от реализации продукции, который может быть представлен как финансовая модель предприятия (рис.4). Как только проект бюджета подготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и внутренних условий и просчитывается эффективность различных управленческих решений. В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет/ /снижается. Поскольку прибыль исчисляется как разница между ценой и себестоимостью, то на размер прибыли оказывает влияние рост цен и снижение себестоимости. Однако, снижение себестоимости имеет предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции, административные и коммерческие расходы тоже невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие не сможет нормально функционировать.
Рис 3. Алгоритм проектирования прибыли на базе основного бюджета
Для нахождения оптимального соотношения собственных и заемных средств необходимо воспользоваться методикой расчета эффекта финансового рычага (ЭФР).
Для этого рассчитываются необходимые данные (таблица 4):
Таблица 4. Расчет уровня эффекта финансового рычага.
Показатели |
строка |
Значение |
Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
01 |
13712 |
Стоимость потребленных материальных средств и услуг других организаций, тыс. руб. |
02 |
5290 |
НДС, тыс. руб. |
03 |
2043 |
БРЭИ (стр.01 - стр.02,03), тыс. руб. |
04 |
6379 |
Заработная плата, тыс. руб. |
05 |
3110 |
Налоги и платежи, кроме налога на прибыль, тыс. руб. |
06 |
1825 |
БРЭИ (стр.04 - стр.05,06), тыс. руб. |
07 |
1444 |
Амортизация, тыс. руб. |
08 |
915 |
НРЭИ (стр.07 - стр.08), тыс. руб. |
09 |
529 |
Проценты за кредит, тыс. руб. |
10 |
93 |
Отношение заемных средств к собственным, не включая кредиторскую задолженность, тыс. руб. |
11 |
0,49 |
СРСП, % |
12 |
21 |
ЭР, % |
13 |
5,5 |
ЭФР ( (2/3 стр.13 - стр.12) стр.11), % |
13 |
-5,06 |