Совершенствование политики государственных расходов Республики Беларусь
По-прежнему актуальным остается вопрос определения оптимального размера государственной помощи сельскому хозяйству. С начала 90-х гг. и до настоящего времени бюджет обеспечивал приоритетное финансирование этой отрасли. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия почти полностью были освобождены от уплаты налогов, для их поддержки создавались специальные целевые фонды, но, несмотря на это, рост расходов на сельское хозяйство не принес желаемого эффекта.
Вместе с тем рыночные отношения предполагают большую независимость сельских хозяйств, развитие всех форм собственности и финансовую поддержку государства не путем дотирования и субсидирования, а через создание льготных условий хозяйствования, финансирования инфраструктуры села и др. Отмена субсидий в сельском хозяйстве может, при необходимости, сопровождаться реализацией адресных программ помощи населению.
Общим для государства, в котором действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном должны направляться на развитие вышеуказанных приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. При этом выбор объектов и методов финансирования должен определяться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой от вложения бюджетных средств, а также, что немаловажно требованиями международных норм и соглашений и в том числе Всемирной торговой организации (запрет на прямое субсидирование экспорта).
Ресурсы государственного бюджета должны направляться на капитальные вложения, обеспечивая государственное регулирование инвестиционной деятельности, и способствовать поддержке приоритетных направлений в развитии экономики посредством льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и государственные программы. Бюджетное финансирование инвестиционного процесса должно стать важным механизмом эффективного размещения капитала.
Что касается норм, предусматриваемых в бюджетах последних лет, то являются небесспорными освобождение от внесения в доход республиканского бюджета средств, полученных отдельными государственными органами и организациями. Так, в тексте Законов Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на 2008-2009 годы предусматриваются соответствующие нормы. В 2007 году возможность использовать средства, поступающие от реализации материально-технического имущества, оказания платных услуг, части средств поступающих от аренды, а также образовывать отдельные внебюджетные фонды (фонд стабилизации Министерства связи и информатизации, фонд развития гражданской авиации), без включения в состав бюджета предоставлена ряду государственных органов и их подведомственным учреждениям и организациям.
Основываясь на таком подходе, целесообразно средства от продажи принадлежащих республике и местным исполнительным и распорядительным органам акций акционерных обществ направлять на определенных условиях на обновление их основных фондов и производство конкурентоспособной по качеству и цене продукции. Ведь как для республиканского, так и для местных бюджетов эти поступления являются незначительными, в то время как для каждой отдельной организации это были бы инвестиции государства (иногда значительные) в реальный сектор экономики.