Совершенствование политики государственных расходов Республики Беларусь
Среди преимуществ использования программно-целевого метода управления можно выделить:
индикативный характер программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
системный характер основных целей и задач программы по решению сложных комплексных (межотраслевых и межрегиональных) проблем развития экономики и социальной сферы региона различного таксономического уровня;
обеспечение единства методологических и методических подходов к решению задач развития регионов;
возможность концентрации ограниченных материальных и финансовых ресурсов на решение принципиальных вопросов социально-экономического развития региона (реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы, развитие наукоемких производств и др.);
возникновение мультипликативного эффекта при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств;
возможность сочетания в ходе государственного управления развития экономики и социальной сферы на всех уровнях территориальной иерархии программно-целевого метода с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования;
обеспечение общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использования финансовых ресурсов (экспертиза, формирование межведомственных комиссий и др.).
Необходима разработка единой системы бюджетных программ, что позволит значительно расширить сферу применения программно-целевых методов бюджетного планирования, повысить качество программ и обеспечить формирование бюджета, нацеленного на получение конечных результатов в соответствии с установленными в Программе приоритетами государственной политики.
Переход на программно-целевые методы бюджетного планирования должен сопровождаться инвентаризацией бюджетных расходов и обязательств, включая принятые целевые программы, с последующей оценкой целесообразности их сохранения и вариантов их реструктуризации. Ежегодно законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год определяется перечень государственных программ финансируемых из бюджета (в приложение к закону о бюджете их число варьируется в пределах 30.). При этом реальное количество принятых программ, предусматривающих финансирование из средств республиканского бюджета в 2, а то и в 3 раза больше. Данная ситуация обусловлена отсутствием в бюджетах всех уровней достаточного количества средств, требуемых для финансирования всех, либо отдельных, определенных в указанных программах мероприятий. Это связано с отсутствием четких взаимосвязей между желаемыми результатами и имеющимися возможностями, а также недостаточной проработкой альтернативных условий финансирования помимо бюджетных. Сложившаяся ситуация порождает иждивенческие настроения среди получателей бюджетных средств, а также не стимулирует их на достижение поставленных результатов под предлогом, нет финансирования, нет и мероприятий. В связи с этим, необходимо сформировать реестр расходных обязательств бюджетов всех уровней в целях сопоставления расходных обязательств с их ресурсными возможностями. Результаты инвентаризации и оценки эффективности расходов должны учитываться при формировании бюджетов на очередной финансовый год и постоянно обновляться.