Совершенствование политики государственных расходов Республики Беларусь
В Гомельской области решениями облисполкома утверждены «Программа развития животноводства в Гомельской области на 2011-2015 гг.» и «Программа по обращению с отходами в Гомельской области на 2008-2012 гг.».
Требуется перейти к среднесрочному бюджетному планированию, а к концу пятилетки - ежегодно формировать по скользящему принципу среднесрочную финансовую программу Республики Беларусь, что будет являться основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов. Внедрение в практику среднесрочной финансовой программы позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах и предсказуемость структуры бюджетных расходов [28, с.14].
Важным фактором качественного бюджетного планирования служит своевременное рассмотрение и утверждение нормативно-правовых актов, внесение в них изменений в установленном порядке до начала очередного финансового года.
В условиях мирового финансового кризиса стабилизация социально-экономических процессов без государственной поддержки отдельных отраслей невозможна. В качестве приоритетов в финансировании, целесообразно выделить: экспортный сектор, обеспечивающий экономику валютой; рыночно ориентированный аграрно-промышленный комплекс, решающий проблемы продовольствия; комплекс отраслей, обеспечивающих жилищное строительство.
Достаточно остро стоит перед всеми странами, и Республикой Беларусь в том числе, проблема пенсионного обеспечения. По мнению экспертов международной организации труда, при определении государственной политики в области пенсионного обеспечения необходимо руководствоваться следующими критериями: справедливое, отвечающее интересам всех жителей распределение финансовой поддержки пенсионного обеспечения; выделение финансовых ресурсов в интересах наиболее нуждающихся лиц; увеличение масштабов и рациональное распределение пенсионных выплат между следующими друг за другом поколениями, увязка пенсионных планов с другими социальными программами.
В сложившихся условиях, с учетом значительного повышения цен на энергоносители и прогнозируемого дальнейшего их повышения, необходимо, повысить уровень возмещения стоимости услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, чтобы обеспечить безубыточность работы предприятий. Важным фактором сокращения дотаций может стать дальнейшая приватизация жилья, полное возмещение стоимости услуг, предоставляемых предприятиями жилищно-коммунального, транспортного хозяйства, потребителями этих услуг. Имеется в виду, что государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потребителям (населению и предприятиям).
Сокращение государственного финансирования текущей деятельности предприятий отраслей экономики требует развития рыночных принципов хозяйствования, установления полной ответственности субъектов хозяйствования за результаты своей деятельности. Недопустимо, когда десятки предприятий в различных отраслях непроизводственной сферы годами имея задолженность по платежам в бюджет, а также за потребленные энергоносители, сырье и материалы, не рассчитываются по имеющимся долгам, а используют различные схемы продления предоставленных ранее государством отсрочек и рассрочек, зачастую искажая при этом свою отчетность. В целях отслеживания данных субъектов хозяйствования и контроля за результатами их деятельности государство вынуждено вести специальный реестр юридических лиц, которым оказаны различные меры государственной поддержки. Число таких предприятий весьма значительно, счет их идет на сотни (учитывая, что информация данного реестра носит конфиденциальный характер привести более полные сведения о количестве организаций и конкретных суммах не представляется возможным). Учитывая изложенное, необходимо ввести в практику реальный механизм банкротства предприятий, ускорение темпов приватизации субъектов хозяйствования. В государственной собственности должны остаться предприятия и производства, обеспечивающие перспективную реструктуризацию экономики, требующие концентрации больших капиталов и общенациональной координации.