Совершенствование политики государственных расходов Республики Беларусь
Наши исследования показали, что бюджетное планирование расходов требует совершенствования.
Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля невозможен без четкого определения приоритетов и целей использования бюджетных средств, проведения подробной и внимательной инвентаризации бюджетных расходов, исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
В этой связи одним из основных направлений повышения эффективности бюджетной политики становится совершенствование бюджетного планирования, для чего необходимо в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные, ведомственные и региональные целевые программы. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
Во многих странах мира этот метод уже служит важнейшим инструментом осуществления государственной политики и применяется при решении проблем экономического и социального развития как государства в целом, так и его административно-территориальных единиц, отдельных отраслей экономики, задач, носящих межгосударственный характер.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Целью внедрения программно-целевого метода является установление непосредственной связи между выделением бюджетных ассигнований и результатами их использования. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
Основные принципы применения программно-целевого метода:
обеспечение прозрачности бюджетного процесса, который четко регулирует цели, на достижение которых используются бюджетные средства;
оценка деятельности участников бюджетного процесса по намеченным целям и исполнению заданий, анализ причин неэффективного использования бюджетных программ;
упорядочение деятельности главного распорядителя средств при формировании и исполнении бюджетных программ путем четкого разграничения ответственности за реализацию бюджетной программы между ответственными исполнителями бюджетных программ;
усиление ответственности главного распорядителя бюджетных средств за соблюдением соответствия бюджетных программ законодательно определенной цели его деятельности и за финансовое обеспечение бюджетных программ и результатов их исполнения;
повышение качества разработки бюджетной политики, эффективности распределения и использования бюджетных средств.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что программно-целевой метод является одним из основных средств осуществления региональной политики и позволяет осуществить эффективное соединение программных целей с путями их достижения, включая механизмы государственного и рыночного регулирования.