Мероприятие по улучшению составления финансового плана на предприятии
В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:
определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);
изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т. д.;
выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;
устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование и др.);
удовлетворяются социальные потребности членов трудового коллектива или вложение в дела других предприятий и организаций (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и другие операции на финансовом рынке);
определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений;
выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования производства.
В зависимости от прогнозируемого периода движения финансовых ресурсов финансовые планы делятся на перспективные (составляемые на три, пять и более лет), годовые и оперативные (разрабатываемые на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку).
Важное значение при составлении финансового плана предприятия имеют: оперативная финансовая работа (составление платежного календаря и сметы затрат на производство); финансовое положение предприятия, а также оценка состояния за определенный период времени и пути улучшения.
В 2009-2011 гг. произошло увеличение всех анализируемых показателей, за исключением прибыли от реализации продукции, которая в 2011 году снизилась на 2765 тыс. руб. и составила 40631 тыс. руб. В 2010 году прибыль от реализации составила 43396 тыс. руб., что на 7111 тыс. руб. больше, чем в 2009 году. Прибыль от реализации продукции, товаров и услуг ЗАО «Молодечномебель» снизилась за счет увеличения себестоимости реализованной продукции на 54979 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом. В 2010 году себестоимость реализованной продукции увеличилась на 77134 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом.
Отмечается увеличение выручки от реализации продукции на 52462 тыс. руб., балансовой прибыли - на 3632 тыс. руб., чистой прибыли - 2466 тыс. руб.
Финансовое планирование на предприятии носит чисто формальный характер. Из представленных в документации видов финансового планирование на предприятии имеет место лишь перспективное планирование, в ходе которого производится расчет чистой прибыли от реализации продукции и направлений ее использования, расчет потребности в чистом оборотном капитале, расчет амортизационных отчислений и сметы затрат и на основе рассчитанных данных составляется баланс доходов и расходов.
По глубине горизонта планирование на ЗАО «Молодечномебель» характеризуется как долгосрочное, которое осуществляется ежегодно в период с сентября по ноябрь. Текущее планирование на предприятии отсутствует.
Недостаточно разработанная система финансового планирования на предприятии выявил такие слабые стороны деятельности предприятия как неустойчивое финансовое положение, снижение платежеспособности, недостаток собственных оборотных средств, увеличение финансовой зависимости предприятия при формировании оборотных средств, рост долгосрочных обязательств, не абсолютная ликвидность баланса.