Мероприятие по улучшению составления финансового плана на предприятии
В результате проведенного исследования во второй главе курсовой работы было выявлено, что на предприятии финансовый план включает баланс доходов и расходов, расчет чистой прибыли от реализации продукции и направлений ее использования, расчет амортизационных отчислений и сметы затрат. Главный недостаток финансового планирования, на наш взгляд, - приоритет требований, ориентированных на производственные показатели, характеризующие объемы выпуска, экономию затрат, проведение мероприятий научно-технического характера и т.д. Недостаточно внимания уделено стратегии маркетинга, сбыту, ценовой политике. Это означает, что ЗАО «Молодечномебель» стремится любыми путями выполнить задания по объемам производства, которые, как правило, опережают объемы реализации. В итоге это приводит к затовариванию складов, росту задолженности, отсутствию денежных средств на счетах, привлечению дополнительных кредитов, и общему ухудшению финансового состояния. При расчете ряда показателей в ходе исследоввания возникли трудности по их интерпретации в связи с тем, что они на предприятии никогда не планировались, не учитывались и каких-либо разъяснений по этому поводу в рекомендациях не содержится. Кроме того, финансовый раздел рекомендаций не содержит прогнозного баланса предприятия. В связи с этим не представляется возможным увидеть изменения в финансовом состоянии предприятия.
Практически все закладываемые в финансовый план показатели рассчитываются наспех, не взаимосвязаны, нацелены на то, чтобы «приукрасить» желаемые результаты. В итоге финансовый план ЗАО «Молодечномебель» отражает все ошибки, закладываемые в предыдущих разделах и, естественно, не реален для выполнения.
Основной проблемой, на наш взгляд, является то, что финансовые планы на ЗАО «Молодечномебель» разрабатываются для внешних пользователей, а не для внутреннего применения и на практике не реализуются. Не прогнозируются количественные параметры, характеризующие состояние внешней среды; не просчитываются альтернативные варианты; не проводится план-факт анализ ни на самом предприятии, ни в вышестоящих организациях; отсутствует контроль за выполнением намеченных показателей. Фактически финансовый план представляет собой мечты о возможном будущем финансовом благополучии и создается для «галочки». Таким образом, перспективный финансовый план не несет в себе никакой информационной нагрузки в управлении.
Финансовые планы на квартал практически не разрабатываются, ограничиваются лишь приблизительным прогнозом прибыли и рентабельности. Поэтому непосредственно о текущем финансовом планировании на предприятии говорить сложно.
Система оперативного планирования финансовой деятельности на ЗАО «Молодечномебель» отсутствует. Основными документами, составляемыми в оперативном финансовом планировании, являются платежный календарь и кассовый план, которые на предприятии не разрабатываются.
На основании изложенного можно сделать выводы о состоянии финансового планирования на ЗАО «Молодечномебель»:
системы ближайшего горизонта планирования не учитывают данные, заложенные в перспективных финансовых планах;
отсутствие взаимосвязи в планируемых показателях;
отсутствуют хотя бы приблизительные прогнозы количественных факторов внешней среды (процентных ставок, норм, тарифов);
не осуществляется разработка и оценка альтернативных вариантов финансовых планов, анализа чувствительности планируемых показателей в зависимости от возможных изменений входных факторов;
отсутствие взаимосвязи, последовательности с другими функциями управления финансами (финансовым анализом, контролем);
следствием является необоснованность, нереальность выполнения составленных финансовых планов, их практическая непригодность.