Понятие, значение и методы анализа финансового состояния предприятия
Независимо от того, в какой сфере деятельности осуществляется бизнес (производство, торговля, сервис), конечная цель не меняется. Она сводится к тому, что первоначальный капитал в форме денежных средств через определенное время развертывается в экономически выгодную величину (производственный потенциал) для возмещения средств и получения достаточной прибыли.
Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:
· решения по вложению капитала (ресурсов);
· операции, проводимые с помощью этих ресурсов;
· определение структуры капитала.
Своевременное качественное обеспечение этих направлений финансовых решений является сущностью финансового анализа.
В соответствии с двумя направлениями использования информации о финансовом состоянии предприятия, финансовый анализ подразделяется на два вида внешний и внутренний .
Внешний финансовый анализ
базируется на открытой бухгалтерской информации предприятия и предполагает использование типовых методов расчета. При этом обычно используется относительно небольшое количество исходной информации - финансовых показателей квартального или годового баланса фирмы.
При проведении внешнего анализа основной упор делается на сравнительные методы и количественное определение уровня фактического финансового состояния предприятия с помощью расчета различного рода коэффициентов и индикаторов. Причины, условия и факторы, определяющие низкий или высокий уровень финансового состояния, не могут быть определены достаточно обоснованно в процессе внешнего анализа из-за недостатка специальной информации.
Внутренний финансовый анализ
иногда называют анализом хозяйственной деятельности предприятия. Для него недостаточно информации в целом по предприятию, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и в связи с этим возникает необходимость использовать данные управленческого учета. В процессе анализа наибольшее внимание уделяется выявлению причин и факторов, определяющих уровень и изменения финансового состояния предприятия, поиску решений, направленных на улучшение этого состояния. Теоретической базой внутреннего финансового анализа является факторный анализ сложных систем .
Внутренний анализ отличается значительно большей трудоемкостью по сравнению с внешним, так как он не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а всегда направлен на анализ отдельных подразделений, видов и направлений деятельности предприятия, а также типов продукции.
Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его цель обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальный доход. Для проведения внутреннего финансового анализа используется не только информация финансовой отчетности, но также данные управленческого учета, синтетического и аналитического бухгалтерского учета (например, оборотные ведомости о поступлении и движении хозяйственных средств), данные о технической подготовке производства, сбыте продукции, организации маркетинговой и коммерческой деятельности, нормативная и плановая информация.
Внешний анализ осуществляется на основании публичной финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми организациями, инвесторами, аудиторами, хозяйственными партнерами.