Понятие, значение и методы анализа финансового состояния предприятия
Финансовый анализ можно определить как практическую деятельность по оперативному управлению компанией и подготовке материалов для текущего и стратегического планирования .
Финансовый анализ заключается в применении специальных методов расчета к показателям бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности предприятия с целью выявления существенных связей между сложившимися методами управления и технологии в компании с ее доходностью и финансовой устойчивостью. Фотобумага для лазерного принтера купить фотобумага для принтера.
Цель проведения этих расчетов - принятие решений об инвестировании или кредитовании предприятия, заключении долговременных контрактов, купле или продаже компании в целом, ее акций или долей.
Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно будущего развития. На основе финансового анализа производится подготовка исходной информации для разработки бизнес-планов и инвестиционных проектов рассматриваемой компании.
Финансовый анализ предприятий проводится в интересах многих субъектов, основными из которых являются руководство компанией, ее владельцы и инвесторы, различные кредиторы, включая банки, налоговые органы и аудиторские компании, другие заинтересованные группы лиц. Каждая группа преследует свои цели в этой работе. Например, банк, выдающий компании заем, намерен уменьшить риск не возврата ссуды и поэтому в процессе анализа хочет уяснить степень платежеспособности предприятия, его умение работать с кредитами, т.е. брать займы и своевременно их возвращать, уровень обеспеченности его собственным капиталом.
Налоговая инспекция имеет другую цель анализа финансовой отчетности: определение достоверности представленных материалов по расчету прибыли, стоимости имущества и других налогооблагаемых элементов, оценка правильности расчета налоговых платежей и контроль за их своевременным выполнением .
Многообразие субъектов, в интересах которых проводится финансовый анализ, и множество целей, которые они при этом ставят, приводит и к многообразию способов и методик выполнения этой работы. Понимание этого позволяет представить финансовый анализ не как единую систему расчетов, пригодную для любых случаев, а как систему действий, вычислений и принятия решений, определяемых целями субъекта, который заказывает или выполняет эту работу.
Из этого положения следует, что в разных случаях проведения финансового анализа предприятия требуется своя методика, определяющая основные показатели финансового состояния и хозяйственной деятельности, порядок их расчета и сопоставления, принятия решений. Таких случаев, как минимум, может быть столько, сколько различных субъектов заинтересовано в оценке финансового состояния компании.
В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Это повышает роль финансового анализа в оценке производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы:
· владельцам для обоснования стратегических решений (какие долгосрочные мероприятия необходимы для обеспечения устойчивого развития);
· менеджерам для обоснования оперативных решений;