Методы финансового менеджмента
Методы финансового менеджмента - это совокупность приемов, с помощью которых достигается обоснование принимаемых финансовых и инвестиционных решений. Методы финансового менеджмента можно условно подразделить на неформализованные и формализованные.
К группе неформализованных относятся методы:
экспертных оценок;
сценариев;
психологические;
морфологические;
сравнения;
построения систем показателей;
построения систем аналитических таблиц.
Вторую группу методов, т.е. формализованных, представляют такие методы, как:
элементарные методы факторного анализа;
традиционные методы экономической статистики;
математико-статистические;
методы экономической кибернетики и оптимального программирования;
эконометрические;
методы исследования операций и теории принятия решений.
Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия. В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:
.Система регулирования финансовой деятельности включает:
Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется, прежде всего, в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.
.Система финансовых методов состоит из следующих основных способов и приемов, с помощью которых обосновываются управленческие решения:
Метод технико-экономических расчетов.
Балансовый метод.
Экономико-статистические методы.
Экономико-математические методы.
Экспертные методы (методы экспертных оценок).
Методы дисконтирования стоимости.
Методы наращения стоимости (компаундинга).
Методы диверсификации.
Методы амортизации активов.
Методы хеджирования.
Другие финансовые методы.
. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:
Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы).
Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты).
Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
Прочие виды финансовых инструментов.
Эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.
Изучение и систематизация теоретических основ финансового менеджмента способствует их обоснованному применению в ведении страхового бизнеса.
Среди вопросов, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры, в области теории формирования капитала, следующие:
каким образом фирма должна сформировать необходимый ей капитал;
следует ли прибегать к заемным средствам или достаточно ограничиться собственным капиталом.
Ф. Модильяни и М. Миллер опубликовали работу, в которой пришли к выводу, что стоимость любой фирмы определяется ее будущими доходами и, следовательно, не зависит от структуры ее капитала. Существо доказательства таково: если финансирование деятельности более выгодно за счет заемного капитала, а не за счет собственных средств, то владельцы акций со смешанной структурой капитала предпочтут продать часть своих акций, а на вырученные средства купить акции фирмы, не пользующейся привлеченными источниками, восполнив недостаток в финансовых ресурсах за счет заемного капитала. Согласно теории Ф. Модильяни и М. Миллера, стоимость акций фирмы не связана с соотношением между ее заемным и собственным капиталом.
В 1963г. Ф. Модильяни и М. Миллер опубликовали вторую работу, посвященную структуре капитала, в которой ввели в первоначальную модель такой фактор, как налоги, тем самым смягчив принятое ранее допущение - нулевое налогообложение. С учетом наличия налогов было доказано, что цена акций фирмы непосредственно связана с использованием заемного финансирования: чем выше доля заемного капитала, тем выше цена акций. Согласно новой теории Модильяни - Миллера, фирмам целесообразно финансироваться на 100% за счет заемного капитала, так как это обеспечило бы им наивысшие курсы акций. Такой вывод был обусловлен структурой налогообложения корпораций США, что доходы акционеров должны выплачиваться из прибыли, оставшейся после уплаты налогов, выплаты кредиторам - из прибыли до уплаты налогов. Асимметричное налогообложение приводит к тому, что при увеличении доли заемного капитала увеличивается и доля дохода фирмы, остающаяся в распоряжении инвесторов.