Программы финансового оздоровления
- создание рабочей группы из высококвалифицированных аналитиков, подчиненных непосредственно первому заместителю директора и независимых от других подразделений фирмы;
- обеспечение доступа специалистов рабочей группы к любой имеющейся информации и возможность организации сбора любой недостающей информации.
В этом случае система контроллинга уже сможет выполнять свою основную функцию - укрепление и развитие антикризисного потенциала предприятия, т. е. увеличение запаса его финансовой прочности и создание арсенала методов управления, которые позволят противостоять внешним и внутренним неблагоприятным факторам, а также будут использоваться для их нейтрализации. При этом функции стратегического контроллинга закрепляются за высшим менеджментом предприятия, а отдельные функции оперативного контроллинга могут быть делегированы его традиционным подразделениям (центрам ответственности) при соответствующей организации информационных потоков для руководства, коллегиальном стиле руководства.
Численность и состав рабочей группы по антикризисному контроллингу зависят от величины предприятия, его корпоративной культуры в широком смысле слова, а также от финансового состояния в конкретный момент времени и могут колебаться от одного человека, например исполнительного директора, до самостоятельного подразделения со штатом сотрудников, отвечающих за выполнение отдельных задач контроллинга. Если контроллинг осуществляется одним лицом, в этом случае он понимается только как функция, если же на предприятии создано контроллинговое подразделение, оно представляет собой функцию и организационную структуру.
Конкретные схемы организационного построения службы контроллинга и варианты внедрения контроллинга зависят от многих обстоятельств. Однако детальные рекомендации в данной работе не приводятся.
Практика зарубежных стран и опыт отдельных российских компаний показывают, что внедрение системы контроллинга в широком понимании позволяет увеличить скорость реакции менеджеров на изменения внешней и внутренней среды, повысить гибкость предприятия, сместить акцент с контроля прошлого на анализ и прогнозирование будущего. Контроллинг может быть "несущей конструкцией" антикризисного управления на предприятии.
Для осуществления системы контроллинга ООО «Витекс» необходимо создать службу контроллинга.
Самым оптимальным является следующий состав службы контроллинга:
- начальник службы контроллинга;
- контроллер-куратор;
- контроллер-специалист по управленческому учету.
Начальник службы контроллинга - наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который "изнутри" знает, как организованы бухгалтерия и плановый отдел на предприятии. Начальник службы контроллинга должен знать бухгалтерский учет и разбираться в технологических вопросах работы своего предприятия. Для данной должности, возможно, подойдет начальника планового отдела или кто-либо из экономистов предприятия. Начальник службы контроллинга несет ответственность за выходящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед своим непосредственным начальником - заместителем директора по экономике (финансовым директором), а также перед генеральным директором. Такое положение предъявляет повышенные требования к квалификации и интеллектуальным возможностям начальника службы контроллинга.
Контроллер-куратор - квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех отделов предприятия, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого отдела.
Обязанности контроллера-куратора: