Программы финансового оздоровления
С целью совершенствования управления деятельностью предприятия ООО «Витекс» рекомендуется использовать программы финансового оздоровления.
Любая автоматизированная программа развития направлена на финансовое оздоровление фирмы. Однако в нестабильных условиях, если существует угроза кризиса или он уже наступил, необходимо выделить принципиальные отличия этих двух видов программ. Рассмотрим основные из них.
. У программ развития и программ оздоровления разные цели. Программы развития разрабатываются для стабильно работающих предприятий, нацеленных на укрепление позиций, расширение деятельности. А задачами программ финансового оздоровления являются стабилизация финансовой и инвестиционной деятельности, вывод предприятия из состояния убыточности, другими словами, - выживание.
. Программы финансового оздоровления предприятий по содержанию могут сильно отличаться от обычных программ развития, поскольку, например, увеличение объема продаж товаров у стабильно развивающегося предприятия, как правило, приводит к улучшению финансовых показателей, а у проблемных предприятий может усугублять убыточность.
. Инвестиционные проекты у проблемных предприятий, как правило, направлены не на освоение принципиально новых технологий, а на применение уже известных апробированных технологий.
. Программы развития могут реализовываться на имеющихся технологической базе и мощностях, в рамках работающей институциональной структуры.
. Несмотря на то, что ресурсы, как правило, ограничены даже у предприятий, находящихся на подъеме, проблемные предприятия особенно страдают от нехватки финансовых ресурсов, ограниченности возможностей привлечения инвестиций, а также времени для реформирования своей деятельности.
Вышеназванные отличия помогают глубже понять специфику программ финансового оздоровления и приступить к выработке рекомендаций по формированию концепции политики финансового оздоровления предприятий.
В основе разработки такой концепции для подавляющего большинства предприятий и ситуаций лежит принцип, сформулированный специалистами - практиками по антикризисному управлению: любая задача решаема, если есть три ресурса и два граничных условия:
- ресурс первый - достаточное время на решение задачи;
- ресурс второй - достаточный объем полномочий кризисных управляющих по выбору методов решения задачи;
- ресурс третий - достаточные финансы для решения задачи;
- первое граничное условие - ни один из ресурсов не должен быть равен нулю;
- второе граничное условие - недостаток одного ресурса восполняется увеличением двух других; недостаток двух ресурсов восполняется увеличением оставшегося.
Начальным этапом финансового оздоровления ООО «Витекс» является формирование концепции предотвращения кризиса и разработка политики финансового оздоровления.
Специализированные программы не только не требуют от пользователя доскональных познаний в области финансового анализа, а напротив, могут служить источником необходимых сведений. Среди известных разработчиков программных продуктов для финансового анализа - компании "Альт", "ИНЭК" и "Про-Инвест-ИТ". Они поставляют готовые, апробированные, методически выверенные программные решения, с помощью которых на основе понятной каждому бухгалтеру исходной информации автоматически рассчитываются необходимые финансовые показатели, дается толкование их конкретным значениям, что позволяет сделать полезные выводы.
В первую очередь предприятия заинтересованы в использовании аналитической системы для экспресс-диагностики своей деятельности, что необходимо при решении задачи мониторинга показателей ликвидности, фондоотдачи, фондоемкости и т.д. Эти и другие показатели, позволяющие обобщенно характеризовать финансовое состояние предприятия и эффективность его функционирования рассчитываются на основе бухгалтерского баланса (форма 1) и отчета о прибылях и убытках (форма 2). Анализируя их, финансовые службы предприятия могут нащупать его "болевые точки", а руководство - принять необходимые управленческие решения. При этом можно не только исследовать собственные показатели, но и сравнивать их с аналогичными показателями конкурентов. Исходной информацией для этого являются открытые данные, которые можно легально приобретать у государственных органов статистики или получать из других источников. Более того, некоторые поставщики аналитических решений сами заботятся о своих пользователях и предоставляют им необходимую информацию.