Расходы местного бюджета: виды, источники финансирования, методы планирования
К третьей группе принадлежат отрасли и учреждения, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги - бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет (социальная сфера).
К особенностям бюджетного планирования в непроизводственной сфере необходимо отнести следующее:
планирование расходов на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. Планирование по горизонтали предполагает определение объема расходов отдельных учреждений (школ, больниц, библиотек, клубов и т. д.) - индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства (отдела образования, отдела здравоохранения, культуры и т. д.) - сводное планирование. Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различных уровней и республиканскому бюджету;
планирование расходов в расчёте на единицу сети (учреждение), единицу обслуживаемого контингента (например, учащегося) или на штатную единицу. Поэтому непосредственно планированию расходов предшествует этап расчёта показателей по сети учреждений, штатам и контингентам. Достоверное их отражение является основой реального планирования;
детализированное планирование необходимо в разрезе предметных статей, подстатей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Республики Беларусь. Для определения обобщающего показателя, выражающего объем бюджетного финансирования, требуется консолидировать по элементам затрат;
необходимость применения единых подходов к обоснованию затрат однотипных учреждений требует разработки норм и нормативов расходов, механизма их корректировки в условиях инфляции;
объединение в непроизводственной сфере различных по функциональному назначению отраслей и учреждений требует учета в процессе планирования множества отраслевых особенностей;
расположение учреждений непроизводственной сферы в различных регионах республики ставит их в неравнозначные условия функционирования (природно-климатические, экологические и др.), что необходимо учесть в процессе планирования расходов [29, с. 184].
Знание специфики планирования в непроизводственной сфере позволяет правильно его организовать, повысить обоснованность расчетных показателей. Сложившаяся в последние годы практика бюджетного планирования в республике предусматривает выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы по регионам.
Для определения реального объема финансирования, направляемого в отрасли непроизводственной сферы, необходимо учитывать ряд факторов, отражающих региональные особенности и условия функционирования непроизводственной сферы. Наиболее существенными из них являются следующие: отраслевая структура в непроизводственной сфере, развитие сети учреждений, их мощность, состояние материально-технической базы, природно-климатические условия функционирования, неравномерность распределения жителей по территории и др.
Таким образом, недостатки действующего порядка планирования бюджетных расходов на непроизводственную сферу состоят в следующем.
Во-первых, величина норматива бюджетной обеспеченности определяется расчетным путем исходя из фактических затрат прошлых лет.
Во-вторых, не учитываются региональные различия в сложившейся сети учреждений непроизводственной сферы и уровне обеспеченности населения их услугами. При таком подходе в равные условия в части обеспеченности бюджетными расходами ставятся жители всех территорий республики: на каждого из них государство выделяет одинаковый размер финансирования. Вместе с тем регионы неравномерно обеспечены сетью учреждений здравоохранения, культуры, образования, и объем оказываемых ими услуг в расчете на 10 тыс. человек населения различен. Поэтому финансирование по принципу «всем поровну» в худшие условия ставит территории, сформировавшие более развитую сеть учреждений непроизводственной сферы и обеспечившие больший объем и качество услуг на каждого жителя.
В-третьих, действующий порядок планирования не учитывает различия в отраслевой структуре непроизводственной сферы в разрезе областей республики.
В-четвертых, не учитываются различия в условиях функционирования учреждений непроизводственной сферы, такие как материально-техническая база, обеспеченность штатами, состояние зданий и строений, природно-климатические условия региона.
В-пятых, не задействуется такой момент, как неравномерность деления жителей по регионам республики [29, с. 186].
Действующий порядок определения объема финансовых ресурсов, направляемых в непроизводственную сферу, в определенной степени позволяет при планировании учесть один из важнейших факторов, влияющих на размер бюджетного финансирования - численность жителей. Вместе с тем другие факторы остаются неучтенными. Необходимо отметить, что в последние годы в практике бюджетного планирования применяется корректирование в течение бюджетного периода плановых показателей бюджета. Как правило, это связано с уточнением прогнозных макроэкономических показателей, соответственно, налогооблагаемой базы.