Расходы местного бюджета: виды, источники финансирования, методы планирования
Данная классификация расходов бюджета практически полностью совпадает с классификацией расходов бюджета Российской Федерации.
Бюджеты различных уровней бюджетной системы Республики Беларусь имеют определенные полномочия по финансированию расходов. В связи с этим расходы подразделяются на три группы:
расходы, финансируемые исключительно из госбюджета;
расходы, совместно финансируемые из государственного и местных бюджетов;
расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь формируются с учетом:
минимальных государственных социальных стандартов;
нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг;
единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах осуществляются за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые гарантируются государством на определенном минимально допустимом уровне по всей территории Республики Беларусь [7].
Перечень государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утверждён постановлением Совета Министров Республики Беларусь, включает 43 стандарта, состоящих из 56 нормативов в областях жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, связи, транспорта, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания [17].
В области социального обслуживания установлен 1 социальный стандарт - обеспеченность населения центрами социального обслуживания (1 центр на 1 административный район). В республике работает 156 таких центров, из них 118 расположены в сельских районах.
Важнейшим социальным стандартом является бюджетная обеспеченность расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.
Государственные социальные стандарты в области образования гарантируют необходимый уровень бесплатного и качественного обучения для всех жителей Республики Беларусь. Всего их 10, и выполняются они во всех регионах: стандарт по обеспеченности детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования (85%), стандарт обеспечения учащихся персональными компьютерами (1 компьютер на 30 учащихся и не менее 1 компьютерного класса в учреждении) и другие.
В области культуры установлен 1 государственный социальный стандарт - бюджетная обеспеченность расходов в расчете на одного человека (1,5 базовой величины).
В области жилищно-коммунального хозяйства утверждены 13 социальных стандартов: стандарты по обеспечению водой, газом, электричеством [20, с. 162 - 167].
При этом органы государственной власти и местного самоуправления имеют право увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг с учетом имеющихся возможностей.
Минимальная бюджетная обеспеченность - это минимально допустимая стоимость государственных или местных услуг в денежном выражении, предоставляемых гражданам Республики Беларусь органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств бюджетов.
В 2011 год минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Гомельской области установлен в размере 591884 рублей и по бюджетам города Гомеля и районов в сумме 361945 рублей
Расходы бюджетов зависят от объема бюджетных доходов. Однако потребности государства в новых расходах инициируют поиск новых дополнительных источников, поэтому расходы находятся в органичной взаимосвязи с доходами.
Важное значение имеет планирование расходов.
Высокий уровень расходов государства на отрасли социальной сферы предъявляет особые требования к обоснованию размера средств, направляемых на развитие здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, их распределению между бюджетами, территориями, а также отдельными учреждениями. Бюджетное планирование в непроизводственной сфере имеет особенности, отражающие специфику деятельности соответствующих отраслей. Их необходимо учитывать при разработке мероприятий по повышению обоснованности расходов и качественного уровня планирования. Для выявления специфики бюджетного планирования в непроизводственной сфере целесообразно, прежде всего, классифицировать входящие в ее состав предприятия, методы организации управления и финансирования.
В первую группу могут быть отнесены отрасли, которые очень близки к материальному производству. Они организуют свою деятельность на принципах хозрасчёта и самофинансирования. Услуги этих отраслей предоставляются за плату. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей (жилищно-коммунальное хозяйство) [29, с.182].
Во вторую группу включаются отрасли, находящиеся на неполном хозрасчёте, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично бесплатные. Метод ведения хозяйства здесь определяется преобладающим источником возмещения расходов (расходы на культурно-зрелищные мероприятия).