Расходы местного бюджета: виды, источники финансирования, методы планирования
В том случае, если принимается государственный закон или другой правовой акт, который увеличивает финансирование по существующим видам расходов или вводится новый вид расходов, то указанный акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых расходов бюджета. В том числе может быть осуществлено перераспределение расходов между бюджетами других уровней, при этом исключается увеличение дефицита бюджета.
Расходы республиканского и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями Советов депутатов на очередной финансовый год.
В Республике Беларусь расходы бюджета классифицируются по следующим направлениям:
по функциональной классификации;
по ведомственной классификации;
по экономической классификации;
по программной классификации.
Функциональная классификация является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей направление средств на выполнение основных функций государства.
Из консолидированного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
общегосударственная деятельность;
национальная оборона;
судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
национальная экономика;
охрана окружающей среды;
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
здравоохранение;
физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
образование;
социальная политика.
Функциональная классификация состоит из 4 уровней:
разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства;
подразделы, которые конкретизируют направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах раздела;
виды - применяются для обеспечения дальнейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определённых областях в пределах подразделов;
параграфы - применяются для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.
Код функциональной классификации занимает 9 знаков: раздел - 2, подраздел - 2, вид - 2, параграф - 3. Отсутствие какого-либо уровня, чаще всего - вида, заполняется нулевой позицией(08 01 03 449 - прочие вопросы в области физической культуры и спорта) [6].
Ведомственная классификация предусматривает распределение расходов в разрезе государственных министерств и ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов власти и обществ, объединений. Она состоит из одного уровня - главы, которая имеет 3-значный код.
При утверждении ведомственной классификации расходов соответствующего местного бюджета учитывается, что постоянным распорядителям средств бюджета присваиваются коды глав, которые соответствуют аналогичным постоянным распорядителям средств республиканского бюджета, которые в последующем периоде сохраняются.
Временным распорядителям средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с актами законодательства присваиваются временные коды глав на определённый период.
При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на предстоящий финансовый год они предусматриваются по главам ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов.
Экономическая классификация состоит из 4 уровней:
категория расходов (текущие, капитальные, кредит минус погашение, финансовые резервы) - 1 знак;
статья (закупка товаров, оплата услуг, обслуживание государственного долга, капитальные вложения и т.д.) - 2 знака;
подстатья - детализирует расходы в пределах статьи (заработная плата, приобретение предметов снабжения и т.д.) - 2 знака;
элемент расходов, который делит расходы в пределах подстатьи - 2 знака.
Код экономической классификации занимает 7 знаков. Если отсутствует какой-либо уровень, позиция заполняется нулём.
Расходы определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Они могут быть на текущие цели, на капитальные затраты, возмездные и безвозмездные.
Экономическая классификация расходов бюджета показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Программная классификация состоит из 2 уровней:
бюджетная программа, утверждаемая в установленном порядке - 3 знака;
подпрограмма, детализирующая расходы в рамках бюджетной программы - 2 знака.
Программная классификация является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных целевых внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчётов об их исполнении, а также при необходимости при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций отчётности по ним.