Расходы местного бюджета: виды, источники финансирования, методы планирования
Расходы местных бюджетов - это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда местных органов государственной власти [1].
Расходы бюджета - это затраты, которые формируются в связи с выполнением государством и местными органами самоуправления своих конституционных и уставных функций.
В связи с тем, что бюджетные средства имеют многочисленные каналы использования, то существует потребность в их классификации по нескольким основаниям.
В зависимости от их экономического содержания расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Это деление установлено экономической классификацией расходов бюджетов Республики Беларусь.
Капитальные расходы включают средства на инновационную и инвестиционную деятельность, расходы на проведение модернизации, реконструкции, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам и др. Капитальные расходы также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты собственности.
Текущие расходы - это та часть расходов, которая обеспечивает текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим банкам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на их текущее функционирование, а также другие расходы, которые не увеличивают стоимость основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
В зависимости от форм расходы бюджета делятся на функционирование бюджетных организаций, бюджетные трансферты населению, субсидии организациям и физическим лицам, бюджетные трансферта за границу, межбюджетные трансферты, бюджетные ссуды, займы, кредиты, расходы на обслуживание долговых обязательств.
Значительную долю бюджетных расходов составляют расходы бюджетных организаций, используемые исключительно на оплату труда, перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, трансферты населению, компенсационные и иные выплаты работникам, оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным закупкам, а также оплату товаров, работ, услуг в соответствии с заключенными сметами.
Государственный заказ - это совокупность заключенных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
В Законе «О бюджете» могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов.
Если получатель бюджетных средств не выполняет эти условия, то министр финансов или руководитель соответствующего финансового органа исполнительной власти на любом этапе исполнения бюджета блокирует финансирование до их выполнения.
Важной статьей бюджетных расходов являются трансферты населению. Это средства для финансирования обязательных выплат населению (пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат).
Бюджетные расходы осуществляются не только в форме безвозмездных и безвозвратных ассигнований, но и в форме бюджетных кредитов. Бюджетный кредит должен предоставляться после проведения проверки финансового состояния получателя. Проверку осуществляет обычно финансовый орган, и она может быть осуществлена в любое время действия кредита. Нецелевое использование влечет наложение штрафа. Периодом нецелевого использования кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями договора предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в бюджет и направления использования по целевому назначению.
Поэтому при утверждении бюджета на очередной год указываются:
- цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит;
условия и порядки предоставления бюджетных кредитов;
лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года;
ограничения по субъектам использования кредитов.
К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении кредита.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Еще одной статьей расходов бюджета может быть финансирование бюджетных инвестиций. Оно осуществляется соответствующим бюджетом при условии включения в государственную либо региональную целевую программу или по решению соответствующего органа исполнительной власти.
Следует отметить, что бюджетное законодательство предусматривает создание в расходной части бюджетных резервных фондов. Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2% от доходов республиканского бюджета без учета целевых государственных бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов. Размер резервных фондов на местном уровне не может превышать 1% доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов. Средства этих фондов имеют целевое назначение. Они предусмотрены для финансирования непредвиденных расходов, в том числе и на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок расходования этих фондов устанавливается Правительством, местными органами исполнительной власти. Они ежеквартально информируют орган власти о расходовании средств фонда.