Проблемы налогообложения НКО
Реформа налогового законодательства в той ее части, которая касается некоммерческих организаций (НКО), далека от завершения. Очевидность этого факта подтверждает анализ существующих проблем в области налогообложения НКО. Приступая к их обсуждению, необходимо уточнить, что мы понимаем под «проблемами». Безусловно, не относится к категории «проблем» сама необходимость платить те или иные налоги, равно как абстрактное недовольство законодательством. Налогоплательщики всегда хотят платить налогов меньше, чем того требует государство, недаром вопросы налогообложения не могут выноситься на референдум. Проблемными становятся такие правовые нормы и такая правоприменительная практика, которые не отвечают принципам справедливости, эффективности, определенности, нейтральности налоговой системы, вступают в противоречие с лучшими мировыми образцами и тем самым либо ставят под угрозу конституционные права гражданских объединений и либо препятствуют развитию некоммерческого сектора.
Проблемы дискриминации
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
(п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ)
Нарушение прав некоммерческих организаций из-за дискриминационного характера налоговых норм бывает явным и скрытым.
Явная дискриминация имеет место в тех случаях, когда законодатель, нарушая основные начала законодательства о налогах и сборах и, тем самым, Конституцию РФ, устанавливает прямую зависимость между обязанностью уплачивать определенный налог и такими характеристиками налогоплательщика, как форма собственности, организационно-правовая форма, территория деятельности и другие институциональные признаки.
Одним из наиболее ярких примеров предоставления налоговых преимуществ организациям с государственной или муниципальной формой собственности является освобождение от налога на добавленную стоимость реализации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты (подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ). В результате неправительственные некоммерческие организации вынуждены оказывать услуги престарелым или больным людям, нуждающимся в уходе, по цене, увеличенной на ставку НДС (18 процентов), что ставит их в явно неравное положение с бюджетными социальными службами.
Второй пример явного неравенства налогоплательщиков - освобождение от налога на имущество только тех общественных организаций инвалидов, которые имеют статус общероссийских (п. 3 ст. 381 НК РФ). Интересен тот факт, что несколько лет тому назад существовала аналогичная льгота по уплате взносов в государственные внебюджетные фонды и Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 23 декабря 1999 г. № 18-П признал дискриминационный характер данной нормы, поскольку в соответствии с ней устанавливались необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят они в состав общероссийских или нет. Конституционный Суд отметил, что предоставление льготы адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации.
Существуют и не столь очевидные дискриминационные нормы. Одна из них касается весьма важной для НКО возможности получать пожертвования, которые не учитываются в качестве дохода при налогообложении прибыли организаций. Пожертвование, освобождаемое от налогообложения, должно отвечать признакам, установленным Гражданским кодексом РФ. Пожертвования могут делаться, в частности, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям (ст. 582 ГК РФ). Нетрудно заметить, что в перечне потенциальных получателей пожертвования преобладают учреждения. При формальном подходе к использованию этой нормы налоговому инспектору не трудно прийти к выводу, что НКО, являющиеся, например, автономными некоммерческими организациями, не могут получать пожертвования и, следовательно, должны платить налог на прибыль с целевых средств, даже если они осуществляют лечебную, воспитательную, научную, культурную и иную аналогичную деятельность.