Методические подходы к оценке эффективности расходов местного бюджета
Объем расходов на финансирование организаций здравоохранения, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, определяется исходя из планируемых объемов бесплатной медицинской помощи (пациентов, которым оказана медицинская помощь, койко-дней, посещений и другого, с учетом динамики, сложившейся за прошлые годы) населению Республики Беларусь (областей, г. Минска) и расчетной стоимости затрат на их оказание. Объем расходов на финансирование мероприятий в области здравоохранения из республиканского бюджета (оплата в централизованном порядке государственных закупок, услуг и другое) исчисляется на основании планов мероприятий, разработанных и утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь в установленном порядке.
Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение из расчета на одного жителя по каждой области и г. Минску определяется исходя из среднего норматива по Республике Беларусь, скорректированного на:
сумму расходов на планируемые объемы бесплатной медицинской помощи населению данной области, г. Минска организациями здравоохранения, финансируемыми из республиканского бюджета;
сумму расходов на проведение мероприятий в области здравоохранения;
сумму расходов на планируемые объемы бесплатной медицинской помощи, оказываемой жителям данной области, г. Минска организациями здравоохранения других областей, г. Минска и наоборот (объемы бесплатной медицинской помощи, оказываемой жителям других регионов в организациях здравоохранения данной области);
сумму разницы в расходах, исчисленных по среднереспубликанскому нормативу и нормативу области, г. Минска. Эквивалентные единицы бесплатной медицинской помощи на 1 человека разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Расчёт бюджетной обеспеченности региона осуществляется на основе нормативов бюджетной обеспеченности, корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.
Расчёт бюджетной обеспеченности регионов на очередной финансовый год осуществляется по структурным элементам функциональной и экономической классификации расходов бюджета без учета субвенций, передаваемых из вышестоящего бюджета на основе нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.
Норматив бюджетной обеспеченности региона по бюджетному расходу(r) определяется по формуле (1.1):
НБОr = БРr/Ч (1.1)
где НБОr - норматив бюджетной обеспеченности для нижестоящих регионов по бюджетному расходу;
БРr - сумма бюджетных средств, которые планируется направить на финансирование бюджетного расхода в целом по вышестоящему региону;
Ч - численность постоянного населения или потребителей соответствующей социальной услуги в целом по вышестоящему региону.
Корректирующие коэффициенты нормативов бюджетной обеспеченности определяются для бюджетных расходов, которые имеют отклонения в величине финансирования по отдельным регионам в связи с наличием определённых факторов, влияющих на уровень бюджетных потребностей.
В случае наличия одного фактора корректирующий коэффициент определяется по формуле (1.2):
Кi,r =1+ а* ((Хi/Чi) / (Х/Ч)) (1.2)
где Кi,r - корректирующий коэффициент норматива бюджетной обеспеченности для региона (i) по бюджетному расходу (r);
а - относительный вес фактора;
Хi - фактор, который оказывает воздействие на величину финансирования бюджетного расхода в регионе (i);
Х - фактор, который оказывает воздействие на величину финансирования бюджетного расхода в регионе (i) в целом по вышестоящему региону;
Ч - численность постоянного населения или потребителей социальной услуги в целом по вышестоящему региону.
Бюджетная обеспеченность (БО) региона на очередной финансовый год по бюджетному расходу определяется по следующей формуле (1.3):
БОi,r = НБОr * Чi* Кi,r (1.3)
После расчёта бюджетной обеспеченности региона по отдельным бюджетным расходам они суммируются для определения бюджетной обеспеченности региона в целом по расходам.
Очевидно, что следует разрабатывать такую структуру бюджета, при которой расходы наиболее эффективны.
Расходы бюджета можно считать эффективными, если они обеспечивают достаточно высокий уровень жизни населения, уровень развития производства в регионе и, кроме того, позволяют достичь запланированных темпов роста валового регионального продукта (ВРП).
Эффективность бюджетных расходов можно оценить различными методами и на основе различных показателей. Рассмотрим некоторые из них.
Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры.
Все расходы бюджета любого уровня в зависимости от их направленности можно разделить на пять групп:
. расходы на финансирование системы управления;
. расходы на финансирование систем жизнеобеспечения;