Методические подходы к оценке эффективности расходов местного бюджета
Сложившаяся в последние годы практика бюджетного планирования в республике предусматривает выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы по регионам. С этой целью определяется особый показатель, на основании которого рассчитывается объем финансирования - норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя. Такой норматив исчисляется Министерством финансов Республики Беларусь по республике в целом, утверждается ежегодно с утверждением республиканского бюджета и фиксируется в законе о государственном бюджете на соответствующий год.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых на отрасли непроизводственной сферы, определяется из норматива бюджетной обеспеченности и численности жителей в регионе. Норматив бюджетной обеспеченности определяется на основании данных об исполнении бюджета за предыдущий год путем деления фактических затрат на финансирование непроизводственной сферы на численность населения республики и корректируется на предполагаемый рост доходов бюджета. Принимая во внимание различный уровень доходной базы местных бюджетов, в республиканском бюджете были предусмотрены ассигнования регионам для доведения бюджетной обеспеченности на одного жителя до среднереспубликанского норматива.
В Республике Беларусь разработана Инструкция о порядке исчисления норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя. Инструкция предусматривает механизм исчисления нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь в расчете на одного жителя на республиканском и территориальном уровнях, вводимых с целью совершенствования системы финансирования организаций здравоохранения с учетом региональных особенностей здоровья населения и уровня развития здравоохранения.
Основными целями перехода к финансированию расходов на здравоохранение исходя из норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя являются:
повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, путем создания экономических условий и механизмов для приоритетного развития первичной медицинской помощи как наиболее экономичной формой бесплатной медицинской помощи населению;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях здравоохранения, дающих наибольший экономический, социальный и медицинский эффект;
осуществление территориального перераспределения ресурсов в целях выравнивания объемов, условий оказания и доступности бесплатной медицинской помощи населению;
повышение самостоятельности органов управления здравоохранением и организаций здравоохранения в распоряжении ресурсами отрасли и пределах выделенных из бюджета ассигнований на здравоохранение;
уменьшение и ликвидация имеющихся диспропорций в обеспечении населения амбулаторно-поликлиническими и больничными организациями и, как следствие, в доступности и качестве бесплатной медицинской помощи по различным регионам Республики Беларусь.
Для определения ассигнований из бюджета, рассчитанных по нормативу бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, учитываются только средства республиканского и (или) местных бюджетов.
Величина норматива бюджетной финансирования определяется с учетом обоснованных норм и нормативов потребности населения Республики Беларусь в бесплатной медицинской помощи и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат организаций здравоохранения, в том числе на оказание бесплатной медицинской помощи, формирование средств на оплату труда работников здравоохранения и создание необходимой материально-технической базы.
Министерство финансов Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь на основании доведенного в установленном порядке показателя уровня расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту (без расходов на капитальное строительство) исчисляет объем расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь и определяет средний по Республике Беларусь норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя при исключении объема расходов на здравоохранение других органов государственного управления, определяет нормативы бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь в расчете на одного жителя:
средний по Республике Беларусь;
среднереспубликанский областей и г. Минска;
по каждой области и г. Минску.
Средний норматив по Республике Беларусь исчисляется путем деления объема расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь на численность постоянного населения Республики Беларусь на планируемый год в среднегодовом исчислении.
Среднереспубликанский норматив областей и г. Минска исчисляется путем деления объема расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь за вычетом расходов на финансирование организаций здравоохранения и мероприятий в области здравоохранения из республиканского бюджета на численность постоянного населения Республики Беларусь на планируемый год в среднегодовом исчислении.