Местный бюджет: понятие и правовые основы его формирования
Из данных таблицы 1 видно, что с каждым годом доля расходов консолидированного бюджета в ВВП уменьшается (2008 год - 49,5%, 2009 год - 46,6%, 2010 год - 32,5%). Уменьшение доли расходов в ВВП свидетельствует о положительной динамике. В 2010 году ВВП вырос на 19,2% по сравнению с 2009 годом - 6,2%. В 2010 году уменьшаются расходы консолидированного бюджета на 16,8% по сравнению с 2009 годом - 0,2%. В 2010 году расходы местных бюджетов увеличились на 21,4% по сравнению с 2009 годом - 1,3%.
В основу построения местных бюджетов советской власти, было, положено начало обслуживания каждым дифференцированным бюджетом всех тех потребностей местного хозяйства, которые имеют значение для соответствующей административно-территориальной единицы в целом или для отдельных ее частей, не имеющих бюджетных прав. Закон от 23 июля 1927 года № 167 послужил основанием коренного пересмотра деятельности учреждений и предприятий, включенных в число общегосударственных, в целях передачи части их с государственного бюджета на местный. Причем, государство обязано было полностью компенсировать местным органам новые расходы путем перераспределения или увеличения отчислений в местные бюджеты. Только один расход, отнесенный на местный бюджет, был принят на государственный счет - расход по снабжению военных учреждений коммунальными услугами [9, с. 9].
Со времени восстановления местных бюджетов в 1922 году они быстро росли, опережая в этом отношении темп роста государственного бюджета. Менялась и структура расходов местных бюджетов. С 1924/25 года был провозглашен лозунг децентрализации расходов и более точного распределения их между низовыми органами. Основными местными бюджетами были признаны городские и волостные (районные), остальные (губернские и уездные) рассматривались как «регулирующие» органы.
Следует подчеркнуть, что формирование органов местного самоуправления и их финансовой базы в 20-е годы представляло собой ничто иное, как восстановление земских структур самоуправления, оказавшихся в те годы единственно способными взять на себя решение многих экономических и социальных проблем на местах. Снятие с госбюджетного финансирования и перенесение значительной части государственных расходов на местные бюджеты обусловили активное развитие собственной налоговой базы органов местного самоуправления и расширение их полномочий по формированию доходной части местных бюджетов [10, с. 75].
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию.
Сегодня местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из местных бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения [12, с. 13].
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать и утверждать эти бюджеты, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Областной бюджет обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами мероприятия общеобластного значения в хозяйственной и социально-культурной сфере. Через областной бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между городами областного подчинения и сельскими районами области в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
За счет средств областного бюджета могут выделяться бюджетам районов и городов областного подчинения субвенции, дотации, субсидии при недостатке средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятия.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории, а так же программ и мероприятий межрегионального значения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.