Местный бюджет: понятие и правовые основы его формирования
Бюджет присущ любому государству. Его истоки уходят в многовековую историю гражданского общества. Уже в ранних рабовладельческих обществах существовал фонд денежных средств, которым распоряжалась верховная власть. Существовали определенные нормативные предписания относительно принципов его формирования и использования. С самого начала бюджет охватывал круг отношений между государством и населением по поводу централизации в руках государства определенных денежных средств для обеспечения функционирования институтов государственной власти.
Несмотря на значительное количество опознавательных характеристик, единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин «бюджет» в монографиях, учебных пособиях, научных статьях, а также законодательных актах используется для обозначения различных по своей природе объектов.
В ряде определений бюджета его сущность заменяется формой проявления бюджетных отношений (план, фонд, форма и другое) или их ролью (фактор, регулятор и другое) [29, с. 15].
Так, Александров A.M. и Вознесенский Э.А. рассматривают бюджет одновременно как «экономическую категорию», как «правовую категорию», как «фактор реализации действия объективных экономических законов социализма», как «основной финансовый план». Казак А.Ю. определяет бюджет как «совокупность денежных отношений, . как основной финансовый план, . как важнейший финансовый регулятор .» [29, с. 15].
Правильно отражая природу бюджетных отношений, Д.А. Аллахвердян представляет бюджет исключительно как экономическую категорию, но в то же время привязывает ее к конкретному этапу развития государства и характеризует как выражающую «социалистические производственные отношения, отношения распределения и перераспределения национального дохода». М.В. Романовским же бюджет определяется как «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд» [29, с. 16].
Между тем экономическая сущность объективных бюджетных отношений остается неизменной в различных общественно-экономических формациях. Меняются лишь их формы, роль в общественном воспроизводстве.
Однако наиболее точное определение государственного бюджета, на наш взгляд, приведено в учебном пособии Т.В. Сорокиной: «Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств» [29, с. 16].
Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и другое.
В Республике Беларусь выделяют:
республиканский бюджет;
местные бюджеты.
Республиканский бюджет - это бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства и представляющий собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, так как он утверждается законодательным органом власти - Парламентом.
Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;
распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется в значительной мере с помощью бюджетной системы. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления.
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов. Совокупность бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы представляет собой консолидированный бюджет. К примеру, бюджеты сельсоветов, поселков, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района. Соответственно бюджеты районов, городов областного подчинения и областные бюджеты составляют консолидированный бюджет области.