Местный бюджет: понятие и правовые основы его формирования
С точки зрения правовых установлений республики, декларируется принцип целостности бюджетной системы. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого. Каждому уровню отводится своя роль в механизме финансового обеспечения жизнедеятельности республики.
В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:
- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городов районного подчинения);
бюджеты базового уровня (районные и городов областного подчинения);
бюджеты областного уровня.
В состав местных бюджетов включаются средства местных целевых бюджетных фондов (Инновационный фонд ГИКа и областной фонд охраны природы) в порядке, устанавливаемом в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Размер этих фондов определяется соответствующими местными Советами депутатов.
Целевые бюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению. Средства целевых бюджетных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этих фондов [32, с. 79].
В любом современном государстве государственный бюджет имеет огромное значение, так как он играет важнейшую роль во всех сферах жизни страны. Так, государственный бюджет является важнейшим инструментом регулирования экономики страны. Он влияет на экономику с помощью различных методов, наиболее важными из которых являются:
- налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества.
субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования;
выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд;
создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т.д.
Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдельных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.
Для оценки уровня развития бюджетных отношений и роли республиканского и местного бюджетов в обеспечении социально-экономического развития страны сопоставим показатели бюджетной системы с объемом ВВП Республики Беларусь. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика ВВП и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2010 годы, трлн. руб.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Темп роста, % | |
2009 год |
2010 год | ||||
ВВП |
128,8 |
136,8 |
163,0 |
106,2 |
119,2 |
Расходы консолидированного бюджета, в т. ч.: |
63,8 |
63,7 |
53,0 |
99,8 |
83,2 |
Республиканский бюджет |
48,1 |
31,6 |
34,3 |
65,7 |
108,5 |
Местный бюджет |
23,1 |
23,4 |
28,4 |
101,3 |
121,4 |
Доля расходов консолидированного бюджета в ВВП, % |
49,5 |
46,6 |
32,5 |
- |
- |