Понятие финансового плана предприятия и его структура
Финансовые планы бюджетных организаций носят название смет и определяют в основном их расходы. Предприятия, работающие на коммерческом расчете в рамках административно-командной экономики составляли балансы доходов и расходов, в рамках рыночной экономики возрастает значение бизнес-планов. Финансовый раздел бизнес-плана включает ряд таблиц и балансов: прогноза реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов, иногда - прогнозный баланс активов и пассивов.
Выделяют три основных вида планирования по сроку: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.
Применение того или иного вида плана зависит от самой организации. Весь цикл финансового планирования можно разделить на три основных этапа:
. цикл стратегического планирования, в котором участвует высшее руководство предприятия;
. операционный цикл, в рамках которого менеджеры трансформируют качественные стратегические цели в конкретные планы;
. цикл бюджетирования, в рамках которого на операционные планы начинает влиять цена [13, с. 87].
В рамках первого цикла обычно создаются стратегические и перспективные планы. В рамках второго - бизнес-планы, в рамках третьего - бюджеты и оперативные планы. Иногда бизнес-планы относят к первому уровню планирования.
Помимо уже названных классификаций существует еще одна, наиболее дискуссионная, по сущности финансового планирования и прогнозирования. В рамках этой классификации выделяют перспективные, текущие и оперативные планы. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие планы - это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. При этом, как видно из определения каждого вида планирования, основной упор делается на срок, на который разрабатывается план, и в этом случае перспективные планы тождественны долгосрочным, среднесрочные - текущим, а краткосрочные - оперативным.
Некоторые авторы расширяют эту классификацию, выделяя:
. стратегические;
. перспективные;
. бизнес-планы;
. текущие (или бюджетирование);
. оперативные [8, с. 55].
Иногда в рамках этой классификации выделяются наравне со стратегическим планированием индикативное и директивное.
Индикативные (направляющие) планы, которые часто называют планами-прогнозами, характеризуются рекомендательным характером и необязательностью ресурсного обеспечения. К их недостаткам относят невозможность их корректировки и отсутствие механизма контроля за их реализацией. Индикативные планы чаще всего составляются на средне- и краткосрочную перспективу. В состав индикативных планов обычно входит концептуальная, прогнозная и планово-регулирующая часть. В последней указываются система индикаторов выполнения или невыполнения плана.
Директивные планы в основном составляются на средне- и долгосрочную перспективу. В них указываются в качестве целей основные показатели и методы их достижения. Директивные планы должны предусматривать многовариантность событий в планируемом периоде и интервалы колебания значения основных показателей в зависимости от наступления того или иного события.
В силу развития мировой экономики и процессов интеграции появилась объективная необходимость в создании стратегического планирования. В рамках стратегического планирования национальная экономика рассматривается как единая система. Этот вид планирования ориентирован на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития любого элемента национальной экономики. Основной целью стратегического планирования является обеспечение потенциала будущего успешного развития объекта планирования. Стратегическое планирование может осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях [17, с. 21]. Стратегический план может включать в себя следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции. Объектами стратегического планирования могут быть рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствования производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д. [4, с. 79].