Трансформация отношений собственности при переходе от планово-централизованной к рыночной экономике. Разгосударствление в РФ, формы ее осуществления
И, наконец, третий путь - это была обязательная (принудительная) смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации. Ведь речь шла не о перераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.
Сведения о влиянии приватизации на экономические показатели деятельности предприятий в статистике приватизации отсутствуют; в этом отношении новый раздел оказался оторванным от основных ее разделов - статистики производства и финансов предприятий. Данное обстоятельство трудно признать случайным упущением: это прямое следствие принятого в правительственной программе приватизации понимания ее задач. Динамика поступления средств от приватизации приведена табл. 1 в процентах к предшествующему году, пересчет в сопоставимые цены сделан по дефлятору ВВП.
Таблица 1. Количество приватизированных предприятий и поступление средств от приватизации
Из табл. 1 видно, что пик приватизации приходится на 1993 г., когда было приватизировано 42,9 тыс. государственных предприятий. В 1994-1997 гг. количество приватизированных предприятий сокращалось ежегодно примерно в 2 раза. С 1998 г. в среднем за год приватизировалось около 2 тыс. предприятий. Эти данные относятся к общему числу объектов приватизации, включая наряду с крупными средние и малые предприятия. Большие количества первых лет (1993-1995 гг.) объясняются прежде всего широкой приватизацией небольших предприятий, а также выделением из крупных предприятий отдельных производственных и вспомогательных подразделений. Это подтверждается структурой приватизированных предприятий по формам собственности и отраслям экономики (табл. 2).
Таблица 2. Распределение приватизированных предприятий по формам собственности (в %)
В составе приватизированных преобладали муниципальные предприятия -свыше 61,4 % в 1993 г. и 87,8% - в 2002 г. Это, как правило, малые и средние предприятия. Крупные предприятия являлись преимущественно объектами федеральной собственности. Удельный вес предприятий, находящихся в федеральной собственности, снижался и в 2002 г. составлял 3,4% общего числа приватизированных предприятий. Сокращалась также доля предприятий, принадлежавших субъектам Федерации, на них в 2002 г. приходилось менее одной десятой части общего числа приватизированных предприятий. Всего за 1992-2002 гг. было приватизировано 140,3 тыс. предприятий.
В отраслевой структуре приватизированных предприятий первое место заняла торговля - 33,4% в 1993 г., 18,4% - в 2002 г. Во всех странах торговля является одной из наиболее привлекательных сфер предпринимательской деятельности, где меньше минимальная величина начального капитала, быстрее его оборачиваемость, шире возможности применения ручного труда и работников без специальной профессиональной подготовки. Ускоренная приватизация привела к снижению доли отрасли в числе приватизируемых предприятий за рассматриваемый период почти в 2 раза.
На начальном этапе приватизации второе место по удельному весу приватизированных объектов занимала промышленность - 28,1% в 1993 г. и 17,3 % в 1996 г. В этот период осуществлена приватизация основной массы промышленных предприятий. В 2002 г. их доля в числе приватизированных предприятий сократилась до 5,4%. В 1993-1996 гг. повышался также удельный вес приватизированных строительных организаций (10,2% в 1996 г.), в 2002 г. он уменьшился до 2,4%. В 1995-1998 гг. возросла (с 6,1 до 14,5%) доля предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), отрасль вышла на второе место после торговли. В 2002 г. удельный вес предприятий ЖКХ сократился до 8,9% и превышал долю промышленности в 1,6 раза. Третье место в числе приватизированных предприятий принадлежало сфере бытового обслуживания населения - 17% в 1993 г. и 12,1% в 1995 г.; в последующий период доля этой отрасли уменьшилась - в 1998 г. до 7,4% и в 2001 г. до 3,6%. В ходе приватизации отношения собственности кардинально изменились - экономика стала многоукладной, уже к середине девяностых годов преобладающая часть государственных предприятий превратились в частные (табл. 3).