Трансформация отношений собственности при переходе от планово-централизованной к рыночной экономике. Разгосударствление в РФ, формы ее осуществления
Приватизация - часть процесса разгосударствления. Суть ее состоит в трансформации любой собственности в частную. Это процесс становления и развития института частной собственности в различных ее формах. При этом, как правило, разгосударствление прямо или косвенно сопряжено с развитием процесса приватизации.
Разгосударствление не следует отождествлять с денационализацией, так как последняя представляет собой один из путей разгосударствления, который прямо и непосредственно выводит на изменение отношений собственности. Денационализация - это преобразование государственных предприятий в предприятия, основанные на других формах собственности, тогда как приватизация предполагает их перевод в частную собственность граждан. Поэтому приватизацию следует рассматривать как одно из направлений разгосударствления. Выделяя эти две стороны процесса становления многообразных форм собственности, нельзя забывать о том, что формирование широкого класса собственников является экономической основой формирования гражданского общества, политической свободы граждан, более полного раскрытия их личностного потенциала. Поэтому была бы весьма упрощенной трактовка разгосударствления как исключительно процесса преобразования государственной собственности в иные формы собственности.
Изменение роли государства в процессе производства может протекать двумя путями. Первый путь сопряжен со свертыванием предпринимательской деятельности государства. Второй путь связан с усилиями государства, направленными на создание условий, стимулирующих формирование параллельных производственных структур, которые базировались бы на иных формах собственности. В обоих случаях происходит снижение доли государственного сектора в той или иной сфере хозяйственной деятельности. Конечно, это не значит, что невозможно одновременное сочетание и того и другого.
В то же время постепенное вытеснение или добровольный уход государства из сфер производственной деятельности сопровождается усилением его роли в сфере распределения. Государство начинает уделять первостепенное внимание бюджетной политике с целью обеспечения условий для развития НТП и социальной сферы, сохранности окружающей среды, перераспределения доходив, обеспечения обороны стран. В данном случае налицо изменение функций государства.
Говоря об этапах приватизации в России следует различать два основных: первый - это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации и разгосударствления в России, так как процесс приватизации и разгосударствления собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (ныне - в РФ), принятый 3 июля 1991 года. Данный Закон определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относились и относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации (конкурс (предложение лучших условий выкупа; аукцион (предложение более высокой цены); выкуп (чаще всего через аренду): акционирование) и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации, величину сумму приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской Федерации в планируемом периоде (а также размер вклада на одного получателя), условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, и, наконец, перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.