Общие сведения
С точки зрения теории конкуренции это объясняется тем, что время достижения конкурентоспособности крупными компаниями измеряется десятилетиями. К примеру, для того чтобы японская автомобильная промышленность стала конкурентоспособной на мировом рынке, ей потребовалось более 20 лет. Однако для политики 20 лет - вечность, за этот период на политической сцене может смениться до десятка правительств (а в российских условиях - больше), поэтому правительства, как правило, заинтересованы в решении более краткосрочных задач, способных поднять их политический рейтинг в ближайшем будущем. Это проблема характерна для правительств всех стран, а для российских властей с их привычкой решать вопросы (о налоговых выплатах, экспортных пошлинах и пр.), договариваясь с крупнейшими игроками на рынке, - в особенности. Понятно, что чем меньше игроков, тем легче договориться .
Поэтому вряд ли в обозримой перспективе на федеральном уровне стоит ждать существенных подвижек в этом направлении. Нам представляется, что серьезные антитрестовские мероприятия если и будут проведены, то лишь после очередного структурного экономического кризиса.
В большинстве ключевых сегментов промышленности складывается олигополия. Это ведет к ослаблению внутренней конкуренции. Следовательно, растет вероятность принятия крупнейшими игроками стратегически неверных решений. А поскольку на крупные ориентируется большинство средних предприятий, ослабление одного или нескольких общероссийских холдингов может повлечь за собой необратимые последствия в смежных секторах экономики.
Финансовые ресурсы большинства трансрегиональных компаний идут через Москву. Для банков области свободный рынок резко сужается.