Меры по совершенствованию системы налогообложения Ленинградской области
В ряде других регионов страны есть опыт решения указанной проблемы:
ü организация так называемых налогомобилей - автомашин для сбора с населения налогов на местах.
Особенно обоснована будет их эксплуатация в Гатчинском или Лужском районах, так как там при относительно большой территории проживает много жителей, обязанных платить налоги на землю и имущество, а также транспортный налог.
Также для оптимизации деятельности налоговых органов, необходимо унифицировать срок платежей по земельному налогу, т.к. сейчас в муниципальных образованиях разные сроки уплаты этого налога:
ü в одних - два авансовых платежа в течение года и доплата по истечении,
ü в других - один авансовый платеж в течение года и доплата по его окончании.
По каждому сроку персонально направляются уведомления, а если налогоплательщик не заплатит, в первом случае снова надо посылать три требования и затем три исковых заявления в судебные органы. Установление одного срока уплаты земельного налога значительно облегчит работу налоговых органов.
Также собираемость по земельному налогу может увеличить внедрение системы ГЛОНАСС для геодезических и кадастровых работ. Это позволит с большой точностью определять координаты объектов и качественно разрешать конфликты между правообладателями по границам участков. На данный момент лишь 30% записей в реестре Роснедвижимости сделаны корректно, из-за чего в стране недособирается порядка 40 млн. руб. земельного налога. Большой опыт в этой сфере наработан в Московской области. Так, в Мытищинском районе, где применяются новые технологии при геодезических и кадастровых работах, поступления по земельному налогу выше, чем во всей Ленобласти.
По данным 2009г. недоимка по земельному налогу составила 216 млрд руб. Больше всего недоплатили собственники во Всеволожском районе (72 млн руб), Выборгском (более 20 млн), Волховском (почти 17 млн руб) и Лужском (11 млн руб) - здесь недоимка составляет почти 30% запланированного сбора.
В целях совершенствования контроля за поступлением земельного налога и налога на строения, помещения и сооружения и увеличения сумм поступления в местные бюджеты, необходимо проведение следующих мероприятий:
ü проведение сплошной инвентаризации строений помещений и сооружений с целью определения реальной оценки строений;
ü проведение сплошной инвентаризации земель, находящихся в пользовании граждан,
ü в целях контроля за поступлением арендной платы - вручать налоговые уведомления;
ü для более качественного проведения учета и начисления земельного налога и налога на строения, помещения и сооружения, обеспечить каждого работника компьютером.
Проводить проверки службы судебных приставов по вопросу удержания налога с доходов, выплачиваемых по исполнительным листам.
Пока налоговая инспекция ограничивается только письмами в службу судебных приставов, в то время выплачиваются приличные суммы без удержания налога.
Необходимо также изменить порядок взимания налога с доходов иностранных граждан, те суммы налога, которые удается с них взять - это примерно одна десятая часть того, что реально они получают.
При решении данной проблемы, государству в лице компетентных органов необходимо рассмотреть вопрос заключения международных соглашений, предусматривающих согласованные действия налоговых органов стран по администрированию налоговых и иных обязательных платежей, полномочия налоговых органов страны осуществлять взыскание налогов с граждан в пользу другой страны, перед которой гражданин имеет неисполненные обязанности по уплате налога, применение мер обеспечения такого взыскания (арест имущества, приостановление операций по счетам). Подобные соглашения существуют в настоящее время с некоторыми иностранными государствами и предполагают обмен информацией. В соответствии с ними в Российскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением. В свою очередь, Российская Федерация предоставляет аналогичную информацию. Помимо разработки и заключения соглашений, совершенствования международного информационного взаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого формата передачи данных, защита каналов связи и т.д.).