Меры по совершенствованию системы налогообложения Ленинградской области
Говоря о проблемах системы налогообложения в субъекте Российской Федерации, необходимо понимать специфику его территориального расположения и социально-экономического развития.
Для Ленинградской области главной особенностью является близкое расположение в самом её сердце крупнейшего промышленного и делового центра - города Санкт-Петербург. И большинство рабочих мест находится именно на территории Санкт-Петербурга. Таким образом, люди живут в области, а работают в Санкт-Петербурге, который является другим субъектом федерации. По принятой у нас практике, налоги собираются по месту работы. Следовательно, часть подоходного налога жителей Ленобласти остается в Санкт-Петербурге. В итоге, человек платит в бюджет другого региона, а ожидает улучшение комфорта по месту прописки. Так не поступают достаточные средства в бюджет района, в бюджет муниципалитета, и возвращаясь домой с работы, человек видит все те же ямы во дворах, не благоустроенные территории и проблемы с транспортом.
Эта проблема характерна не только для Ленинградской области. Для решения достаточно принять закон, по которому налоги гражданин будет платить не по месту работы, а по месту жительства. Вот тогда могут полноценно развиваться предместья больших городов, подобно тому, как это происходит вокруг мегаполисов в Европе. Комфортное жилье за пределами города - это нормально, если есть грамотная налоговая политика.
Один из самых бурно развивающихся в Ленинградской области секторов - коттеджное строительство. Состоятельные петербуржцы строят коттеджи не только чтобы приезжать туда летом или на выходные: они предпочитают жить там постоянно. До недавнего времени наиболее привлекательными зонами для появления коттеджей считались прибрежные территории в пределах административной границы Петербурга (в первую очередь в Курортном районе).
Главный плюс массового коттеджного строительства для области - появление новых налогоплательщиков. Земельный налог, арендная плата за землю и налог на имущество физических лиц - важные источники пополнения бюджетов муниципальных образований (МО), особенно в условиях, когда реформа местного самоуправления (МСУ) сопровождается скорее ослаблением, чем усилением финансовой независимости муниципалитетов от властей субъектов РФ.
Другое дело, что имущественные и земельные налоги - самые плохо собираемые в России. И Ленинградская область - не исключение. Так, поступления по налогу на имущество физических лиц даже в наиболее крупных МО Ленобласти составляют всего несколько сотен тысяч рублей в год.
Проблемы с налоговыми поступлениями вызваны во многом тем, что жители коттеджей не спешат оформлять право собственности на постройку и участок под строением. Уловки применяются самые разные: например, хозяин живет в коттедже давно, но не достроил крыльцо или форточку на чердаке, следовательно, объект недвижимости еще не готов к регистрации.
Проблему может решить внесение изменений в соответствующее Распоряжение Губернатора Ленобласти, которые предусмотрят значительное увеличение годовой суммы арендной платы за земельный участок по истечении трехгодичного срока. То есть, если объект возводится более 3-х лет, не зарегистрирован и не сдан в эксплуатацию, а земельный участок находится в аренде, то увеличить арендную плату в несколько раз. Возможно, это заставит граждан быстрее оформить объект недвижимости.
Также хочется отметить, что задолженность налоговым органам Ленинградской области по состоянию на конец 2009 г. по налогу на прибыль составила 309 млн. рублей, по налогу на доходы физических лиц - 294,6 млн. рублей.
При этом недоимка по налогу на прибыль составляет 149 млн. рублей, по налогу на имущество организаций - 184. млн., по транспортному налогу - 727 млн., по земельному - 190 млн. рублей.
Рис. 10. Суммы недоимки по налогам в 2009 году в Ленобласти, в млн.рублей
В этой задолженности около 50% отложены для взыскания: либо по причине банкротства, либо передано уже судебным приставам для исполнения, либо находится в суде. Основная потеря в доходной части областного бюджета - от налога на прибыль предприятий и организаций. Причиной чему стало, согласно финансовой отчетности, увеличение количества убыточных предприятий. Чтобы проверить достоверность этих сведений, необходимо проводить выездные проверки. На сегодняшний день возможности проверить достоверность убыточности предприятий и перечисления налога на доходы физических лиц практически нет.