Анализ проблем управления бюджетом в муниципальном образовании
Воздействие финансово-правовых актов на деятельность субъектов бюджетных отношений в целом обеспечивает единство формы и содержания бюджетного процесса. Единый комплекс финансово-правового обеспечения муниципального бюджетного процесса включает следующие блоки: участники и их полномочия, принципы организации, документы, на основе которых составляется проект бюджета, показатели бюджета, этапы составления проекта бюджета).
Основными недостатками и типичными нарушениями в области организации бюджетных процедур на местном уровне являются: отсутствие Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании; составлением проекта местного бюджета занимается представительный орган муниципального образования; нормативные акты органов местного самоуправления не регламентируют сроки и порядок внесения проекта постановления о бюджете на очередной финансовый год; отсутствует полный пакет документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ; не соблюдаются требования Бюджетного кодекса РФ, регулирующие вопросы формирования резервных фондов; финансируются расходы, не связанные с предметами ведения муниципальных образований; бюджеты муниципальных образований нередко вообще не публикуются либо публикуются частично, не в полном объеме, как и отчеты об их исполнении; не всегда соблюдается установленный порядок изменения бюджетных ассигнований; не соблюдается установленный порядок расходования бюджетных средств; отсутствует механизм реального контроля за исполнением местного бюджета; бюджетный процесс на уровне муниципальных образований характеризуется крайне низкой прозрачностью.
С целью более качественного составления проекта местного бюджета и получения от других уровней бюджета всех необходимых данных для бюджетного планирования необходимо корректировать сроки представления бюджетов на рассмотрение.
Для организации рациональной процедуры рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения и общих подходов к муниципальному бюджетному процессу в регионе на уровне субъекта РФ необходимо установить рамочные сроки действия и условия, предшествующие процессу составления проекта местного бюджета.
В рамках развития бюджетного процесса необходим комплекс мер по укреплению доходной базы местных бюджетов, в частности: предоставление права органам местного самоуправления по установлению ежемесячных авансовых платежей земельного налога; создание условий для перехода на исчисление налога на имущество физических лиц по рыночной стоимости, включая незавершенное строительство; изменение в пользу местных бюджетов действующей системы распределения и перераспределения налоговых доходов (установление более высоких нормативов отчислений от НДФЛ, использование региональной части налога на прибыль организаций в качестве регулирующего налога, уплата налога на имущество организаций по месту нахождения имущества, зачисление в полном объеме единого налога на вмененный доход в местные бюджеты, наделение нового налога на недвижимость статусом местного налога с распределением его сумм между местными и региональными бюджетами); задействование в полном объеме резервов роста неналоговых доходов (зачисление арендной платы за землю в доходы местных бюджетов независимо от уровня и формы собственности, учет этого дохода при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований и введение повышающего коэффициента к кадастровой стоимости земли, учитывающего инфляцию, инвентаризация муниципального имущества, разработка эффективной системы тарификации и контроля арендных платежей, учета и контроля доходов по муниципальным акциям, долям и т.д.); исключение из доходных источников местных бюджетов так называемое «самообложение» граждан как принудительного, социально несправедливого и неэффективного механизма (предложено заменить его на механизм организации муниципальных лотерей).