Анализ проблем управления бюджетом в муниципальном образовании
Теоретики выделяют три группы проблем управления бюджетом в муниципальном образовании [28;9-15].
Первая группа проблем в области организационных основ бюджетного процесса на муниципальном уровне. Они связаны со способностью муниципальных образований к воспроизводству собственных бюджетных ресурсов, исходя из их ресурсного потенциала, а также с учетом факторов, модифицирующих содержание бюджетного процесса в современных условиях.
В развитие традиционного представления о бюджетном процессе как выполнении процедур составления, рассмотрения и утверждения, исполнения, контроля исполнения бюджета, отмечается, что динамично развивающиеся в процессе реформ финансовые отношения требуют более четкого структурирования и формализации бюджетных процедур в целях оптимизации бюджетных издержек по предоставлению муниципальных услуг при условии сохранения и роста их качества и объема.
Наиболее сложным в понимании всех значимых структурных элементов бюджетного процесса является логическое и последовательное структурирование сфер и звеньев механизма, обеспечивающего его практическую реализацию на муниципальном уровне.
Элементами организационной структуры являются нормы и ограничения деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и других организаций по составлению проектов бюджетов, по рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Институциональная структура бюджетного процесса представляет собой совокупность базовых и дополнительных (комплементарных) институтов, эволюционирующих во времени, сохраняя свою сущность и модифицируя формы проявления. В рамках институциональной структуры бюджетный процесс отражает прямые и обратные связи между управляющей подсистемой (органами, обладающими бюджетными полномочиями) и управляемой подсистемой (доходами, расходами бюджетов, межбюджетными отношениями) при выполнении функций управления (планирования, регулирования, учета, анализа, контроля) с целью повышения качества и эффективности бюджетных услуг.
Правовая структура бюджетного процесса отражает регламентированные нормами этого права, процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета.
Для полноценной характеристики бюджетного цикла необходимо уточнить состав стадий бюджетного процесса, а именно первую стадию составление проекта бюджета расширить и назвать ее «бюджетное планирование и составление проекта бюджета»; четвертую стадию «анализ и контроль исполнения бюджета» также необходимо расширить, так как контрольные мероприятия реализуются на всех этапах бюджетного цикла, а не только в процессе исполнения бюджета, поэтому ее правильно назвать «бюджетный контроль»; кроме того в качестве самостоятельной и дополнительной необходимо выделить четвертую стадию бюджетного процесса - «составление и утверждение отчета об исполнении бюджета». В таком случае контрольные процедуры становятся пятой стадией бюджетного процесса. Таким образом, на современном этапе бюджетный процесс реализуется в пять основных стадий: 1) бюджетное планирование и составление проекта бюджета; 2) рассмотрение, согласование и утверждение проекта бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета; 5) бюджетный контроль.