Анализ источников поступления денежных средств в бюджет муниципального образования «Гавань»
Анализ местного бюджета является одним из видов финансового анализа. Согласно общепринятому определению «предметом финансового анализа как особого направления комплексного экономического анализа является рассмотрение текущего и будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта, меняющего под воздействием внешней и внутренней среды и управленческих решений, в целях оценки финансовой устойчивости и эффективности его деятельности» [35;7].
В ходе исполнения бюджета и по его окончании центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета [31;48].
Целями бюджетного анализа обычно являются:
- проверка и оценка итоговых результатов всех фаз бюджетного процесса;
- обоснование финансово-бюджетной политики органов государственной власти и местного самоуправления;
- обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
- выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
- обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
- выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
- обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
- обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
- выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
- определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
- выявление недостатков в работе финансовых органов
в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
- совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
В частности, анализ местных бюджетов позволяет определить уровень финансовой самодостаточности и состояние базы ее собственных доходов, определить уровень устойчивости местного бюджета, выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на местный бюджет и определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Для этого используются соответствующие коэффициенты. Так, например, коэффициентом, характеризующим финансовую устойчивость муниципалитета, является коэффициент автономии (финансовой независимости).
Он показывает долю обязательств муниципального образования, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных доходов муниципалитета (к которым не относится финансовая помощь из вышестоящего бюджета) к совокупным расходам.
Очевидно, что сопоставлять показатели бюджетного анализа можно по-разному. Анализ динамики показателей требует их сравнения с предыдущими показателями. При отраслевом подходе показатели бюджета могут сравниваться со средними показателями развития муниципального сектора экономики в целом по субъекту Федерации либо с такими же на общефедеральном уровне, с лучшими и худшими показателями бюджетов отдельных муниципальных образований. Кроме того, бюджетные статьи могут оцениваться в пересчете на душу населения, сравниваться с финансовой помощью, оказанной муниципалитету из вышестоящего бюджета, с инвестициями, произведенными частными хозяйствующими субъектами.
При анализе муниципальных финансов важным является избежание «шаблонности» такого анализа. Качественный анализ вовсе не означает простого расчета определенных бюджетных показателей за отчетный период. Безусловно, что полную и достоверную картину финансового состояния муниципалитета, способную быть рациональной основой принятия управленческих решений, создаст лишь глубокий и комплексный анализ. Для этого необходимо, во-первых, определять временную динамику коэффициентов, во-вторых, осуществлять поиск путей изменения бюджетных показателей в рамках соответствующей финансово-экономической политики.