Понятие, сущность и классификация налогов
Все функции налога не могут существовать автономно, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своём проявлении представляют собой единое целое.
Разграничение функций налога носит условный характер, поскольку они осуществляются одновременно; отдельные черты той или иной функции непременно присутствуют в других.
Рассмотрим экономическую сущность и механизм реализации налоговых функций.
1.Фискальная функция
(от лат.Fiscus - государственная казна) - изъятие средств налогоплательщиков в бюджет - является основной функцией налогообложения[17, с.148].
Направление функции:
а) налоги выполняют своё предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.
б) формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборотных, социальных, природоохранных и других функций.
2. Регулирующая функция[17, с.149].
Направление функции:
а) достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
- стимулирующую - развитие определённых социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций( предпочтений);
- дестимулирующую - препятствует развитию определённых социально-экономических процессов; её действие связанно с установлением повышенных ставок налогов;
- воспроизводственного назначения - реализуется посредством платежей; за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы; эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
3.Распределительная (социальная) функция
выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных и перераспределительных отношений[17, с.149].
Направление функции:
а) обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящаяся за пределами рыночного саморегулирования.
б) позволяет перераспределить общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе.
в) обеспечивает на только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоёв населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.
4.Контрольная функция[17, с.150].
Направление функции:
а) обеспечение государственного контроля, за финансово-хозяйственной деятельностью организации и граждан, а также источниками доходов, их легитимностью, и направлениями расходов.
б) оценка соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. современности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики.
в) повышение эффективности реализации других функциональных налогов, в первую очередь через сопоставление налоговых доходов финансовыми потребностями государства - их фискальной функцией.
г) обеспечивается контроль над налоговыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы. Непризнание данной функции означает отрицание необходимости организации налогового контроля.
Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести всё их разнообразие к небольшому числу групп. То же самое относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные признаки, определила классификацию налогов.