Многофакторная модель Дюпон анализа эффективности деятельности компании
Инвестированный капитал = Сумма кредитов + Собственный капитал = 140757,023+2647680,805 = 2758881,55
Доля кредитов в инвестированном капитале = 140757,023/2758881,55 = 0,04
Доля собственного капитала в инвестированном капитале = 2647680,805/2758881,55 = 0,96
Стоимость кредитной массы = Налог на прибыль*Кредитная ставка*Доля кредитов в инв.капитале = 0,065*0,14748*0,04=0,004
Стоимость собственного капитала = Процент дивидендов*Стоимость собств.капитала = 0,0077*0,96 = 0,007
Средневзвешенная стоимость инвест.капитала = Стоимость кредитной массы + Стоимость собственного капитала = 0,004+0,007 = 0,011
Ниже, для простоты анализа каждого составляющего фактора на средневзвешенную стоимость капитала, приводится блок-схема:
Рис. 9
Выводы
Многофакторная модель корпорации Дюпон расчёта ключевых финансово-экономических показателей (рентабельность чистых активов, экономический рост компании, средневзвешенная стоимость капитала) позволяет найти первопричины изменения этих результирующих показателей.
Так в приведенных выше расчётах рентабельность чистых активов (RONA) за последний период увеличилась (с 0,028 до 0,079), что является положительной тенденцией и, благодаря модели Дюпон, можно выделить факторы, повлиявшие на рост: увеличение рентабельности продаж (0,168 до 0,344), оборачиваемости чистых активов(0,166 до 0,231) (см. Табл. 2). Далее рассматривалась рентабельность собственного капитала. Здесь так же мы пронаблюдали положительную тенденцию: увеличение с 0,015 до 0,05. Тем же методом, что и выше, определяем факторы, повлиявшие на рост: увеличение рентабельности чистых активов(0,028 до 0,079) и левериджа (1,031 до 1,053) (см. Табл.3).
Так же в анализируемом отчётном периоде наблюдается увеличение показателя экономического роста (0,009 до 0,036) за счёт увеличения рентабельности собственного капитала (ROE) (0.015 до 0,05). Следует отметить, что, если значение данного показателя выше, чем у конкурентов и чем среднеотраслевое, то выгодно увеличить долю реинвестированной прибыли для ускорения роста компании. Так же увеличение ROE связано с ростом коэффициента реинвестирования (0,6 до 0,729). Важным является увеличение темпа роста собственного капитала (0,952 до 0,989), т.к. эта тенденция оптимальна при высокой доле рынка и высокой прибыльности.
При анализе средневзвешенной стоимости капитала (WACC) будем пользоваться условием:
RONA >= WACC
-T= 0.028= 0.011 = 0.017 0.028>0.017
1-T 1-0.35
Это говорит о том, что предприятие способно выплатить не только проценты по кредитам и обещанные дивиденды, но так же часть чистой прибыли инвестировать в производство.
В рассмотренном примере везде наблюдалась положительная динамика показателей и важность модели Дюпон может не показаться столь актуальной. Однако, следует понимать, что она первостепенно важная для выявления узких мест в производстве. Благодаря ей возможно целенаправленно и точно устранять отрицательные эффекты, а так же верно распределять ресурсы предприятия.
В сегодняшних экономических условиях автотранспортное предприятие вынуждено самостоятельно определять перспективу своего развития. Успешное решение насущных экономических проблем, безусловно, зависит от развития теории факторного анализа деятельности, позволяющей определять эффективность экономической деятельности предприятия, выявлять закономерности изменения основных результатов его деятельности. Внедрение модели Дюпон сможет стать основным конкурентоспособным элементом автотранспортного предприятия, т.к. назначение модели - выявить факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска инвестирования или кредитования данного предприятия.