Пути совершенствования налога на прибыль
Бесприбыльным организациям, действующим в общественных интересах, надо оставить возможность:
. получать необлагаемые налогом внереализационные доходы, за исключением доходов от сдачи имущества в аренду и дохода от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
. получать доходы от реализации по так называемой "планово-убыточной" деятельности, при условии, что убыток покрывается за счет целевых поступлений;
. реализовывать приобретенное, но неиспользуемое имущество по цене не выше приобретения;
. продавать имущество, созданное в процессе уставной деятельности (побочный продукт уставной деятельности).
. получать доходы от мероприятий по привлечению средств (аукционы, благотворительные базары, лотереи). См. для пояснения в Приложении Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2002 г. N А56-17615/02).
Еще одна очень острая проблема - понимание целевого (нецелевого) использования. С одной стороны, МНС заинтересовано в контроле целевого использования, с другой, - так называемый официальный "отчет о целевом использовании" не дает никакой полезной информации о том, на что направлены средства.
С одной стороны, системные критерии целевого использования в законодательстве отсутствуют, с другой стороны, некоторые имеющиеся положения (например, в ст. 582 Гражданского кодекса РФ) недопустимо связывают руки руководителям НКО.
Поэтому критерии целевого использования необходимо включать в Налоговый кодекс, против чего уже протестовала Государственная Дума, утверждая, что это вопрос не налогового законодательства.
Заключение
Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. Кроме того, трудно переоценить роль данного налога как источника дохода бюджета. В России налог на прибыль организаций является одним из основных доходообразующих налогов.
Однако практика показала, что система налогообложения прибыли НКО имеет существенные недостатки, которые необходимо исправить для более эффективного использования государством такого налогового инструмента как налог на прибыль. Процесс совершенствования налогового законодательства непрерывен и он будет продолжаться и дальше в тех направлениях, несовершенство которых будет проявляться в процессе использования действующего порядка налогообложения прибыли.
Я считаю, что одна из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли
- это ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов - основное условие выхода страны из кризиса.
Сектор некоммерческих организаций является важным сектором экономики, требующим в силу своей общественной значимости особого подхода к регулированию.
Некоммерческие организации в России - это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.