Пути совершенствования налога на прибыль
Современный подход к налогообложению НКО ставит перед налогоплательщиками ряд сложных и порой не разрешимых проблем.
. Экономическая необоснованность некоторых налогов, например, налога на добавленную стоимость с операций по безвозмездной передаче товаров, работ, услуг или налога прибыль с безвозмездно полученных целевых средств, делает фактически невозможной уплату налога.
. Чрезмерная сложность определения объекта налогообложения, налоговой базы, бухгалтерского и налогового учета требует наличия высококвалифицированных и, соответственно, высокооплачиваемых работников.
. Российские НКО не могут достичь взаимопонимания с иностранными партнерами и донорами: невозможно объяснить иностранному фонду, почему нельзя получить грант на работу с детьми-инвалидами, невозможно убедить иностранного партнера в том, что в России с участников международной конференции удержат налог со стоимости билета на самолет и гостиничного номера.
. Неясность, неточность некоторых положений налоговых законов приводит к неопределенности будущего организаций.
. Всё выше перечисленное ведет к высокой степени субъективизма в налоговом контроле, делению организаций на "хорошие" и "плохие".
. Для добросовестных НКО велика вероятность подвергнуться штрафным санкциям, а для их руководителей - быть обвиненными в преступном уклонении налогов с организаций. Грань между административным правонарушением и уголовным преступлением (100 тысяч рублей неуплаченного налога) перестает быть чем-то весьма далеким от деятельности НКО.
Например, организация, получившая грант в 15 тысяч долларов и не заплатившая с него налог на прибыль, в случае отказа налоговой инспекции признать доход грантом весьма вероятно попадет в поле внимания правоохранительных органов.
Попытки вести переговоры с компетентными лицами об изменении отдельных пунктов в налоговом законодательстве фактически зашли в тупик. Любые предложения НКО вызывают у государственных органов опасения в увеличении количества злоупотреблений.
Очевидно, что кардинальным решением проблемы было бы выделение некой группы НКО с особым статусом, для которой были бы установлены специальные правила уплаты налогов и отчетности (бесприбыльные организации, которые действуют в общественных интересах - ООИ). При этом каждая организация должна точно знать, относится она к указанной группе или нет, иными словами должна обладать документом, подтверждающим ее принадлежность к группе.
В большинстве стран (например, в Австрии, Германии, Греции, Дании, Италии, Франции и др.) такого рода решения принимают фискальные органы), в некоторых странах (например, в Великобритании) - специальные органы.
Поскольку в России функции регистрации юридических лиц отнесены к компетенции Министерства по налогам и сборам РФ, было бы логично закрепить за ним право принимать решение об отнесении НКО к бесприбыльной организации, действующей в общественных интересах. Кроме того, у налоговых органов имеется довольно успешный опыт предоставления организациям освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС.
На основе целостного восприятия десятилетнего опыта современной налоговой системы можно с уверенностью предположить, что компромиссом между властью и НКО будет ограничение деятельности НКО по четырем направлениям:
не осуществлять под видом НКО предпринимательскую деятельность;
не осуществлять виды деятельности, традиционно относящиеся к коммерческому сектору;
не действовать в частных интересах (направленность на публичные интересы)
не допускать нецелевого использования.
Главным препятствием в переговорах НКО и правительства будет, на мой взгляд, своеобразное понимание Минфином и МНС предпринимательской деятельности НКО, отличное и от норм российского законодательства, и от зарубежного опыта.
Сложилась традиция относить к предпринимательской деятельности НКО фактически любой самостоятельно полученный доход. Если согласиться с таким пониманием и запретить ООИ осуществлять такую предпринимательскую деятельность, это надолго лишит такие организации возможности добиться финансовой стабильности, недопустимо ограничит их активность, инициативу и фантазию в привлечении средств на финансирование своей деятельности.